Как долго Россия усиливала зависимость бизнеса от госконтрактов?
Российская власть усиливала зависимость бизнеса от госконтрактов с начала 2000‑х, что привело к снижению гибкости экономики после доходов от нефти и санкций.
Как долго российская власть стремилась сузить бизнес до зависимости от государственных контрактов, и как это повлияло на развитие экономики, учитывая падение доходов от газа и нефти и санкции?
Российская власть пыталась сузить зависимость бизнеса от государственных контрактов уже с начала 2000‑х годов, усиляя контроль в течение почти двух десятилетий. Это усилило концентрацию капитала в руках крупных компаний, но одновременно снизило гибкость экономики, особенно после падения доходов от газа и нефти и введения международных санкций.
Содержание
- Истоки политики «зависимости» и её развитие в 2000‑х годах
- Переключение на государственные контракты в эпоху санкций и войны
- Экономический эффект: рост государственного контроля и снижение эффективности
- Краткое резюме и рекомендации
Истоки политики «зависимости» и её развитие в 2000‑х годах
В начале новой эры российское правительство стремилось укрепить финансовую стабильность и контроль над ключевыми отраслями.
- Федеральная налоговая реформа 2000‑го года создала централизованную систему финансовых ресурсов, что сделало региональные администрации зависимыми от крупных предприятий для финансирования своих задач (см. исследование по Ханты-Мансийскому АО).
- Закон о государственных закупках (2004‑2007 годы) вводил обязательные квоты на участие крупных компаний в тендерах, усиливая их влияние на бюджетные расходы.
- В течение 2008‑2011 г правительство усилило публичные контракты как инструмент «привязки» бизнеса к государству, что превратило многие сектора в «зависимые» от госзакупок.
По данным «Full article: Formal contracting and state–business relations in Russia», региональные администрации в 2006‑2014 г стали «высоко зависимыми» от ресурсов крупных компаний, что привело к росту коррупционных практик и «поймам» бизнеса в зависимую модель (https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/21599165.2022.2155948).
Переключение на государственные контракты в эпоху санкций и войны
С 2014 г — с 2022 г — российский бизнес сталкивался с внешними шоками: падением цен на нефть, санкциями и войной.
- Международные санкции (2014‑2022) ограничили доступ к внешнему капиталу, заставляя компании искать альтернативные источники финансирования. Это усилило их зависимость от государственных контрактов в качестве гарантированного дохода.
- Март 2023 г был подписан указ, позволяющий правительству приостанавливать права акционеров и вводить внешнее управление в бизнесах, не участвующих в военных контрактах (https://2021-2025.state.gov/russia-business-advisory/).
- Апрель 2023 г запустила стратегию «непрямого экспроприации»: компании из «нелюбимых» стран обязаны вносить добровольные платежи в бюджет, иначе к ним назначается государственный управляющий (https://www.americanbar.org/groups/business_law/resources/business-law-today/2023-september/the-emerging-indirect-expropriation-strategy/).
Эти меры существенно увеличили долю государственных контрактов в структуре доходов от бизнеса, но при этом привели к недостатку инноваций и повышению стоимости капитала (https://re-russia.net/en/expertise/0177/).
Экономический эффект: рост государственного контроля и снижение эффективности
-
Сокращение гибкости и рост издержек
- Поскольку крупные компании вынуждены участвовать в госзакупках, они теряют гибкость в распределении ресурсов, что приводит к неэффективности и старанию (по данным исследования по Ханты-Мансийскому АО).
- Внутренние рынки сталкиваются с переизбытком государственных заказов, что тормозит развитие частного сектора и ограничивает конкуренцию (https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/10999922.2025.2469945).
-
Усиление коррупционных практик
- Глубокая зависимость от госконтрактов усиливает «поймы» между бизнесом и чиновниками, как отмечено в анализе «Состояние коррупции в государственном секторе России» (https://www.researchgate.net/publication/228263650_State-Business_Relations_in_Russia_in_the_2000s_From_the_Capture_Model_to_a_Variety_of_Exchange_Models).
-
Снижение экспортного потенциала
- Ограниченный доступ к международным рынкам, связанный с санкциями, и рост внутренней зависимости от государственных заказов снизили экспортный потенциал России в 2022‑2023 г. Это привело к снижению валовой добавленной стоимости в ключевых отраслях (https://www.ecpolicy.ru/jour/article/view/495?locale=en_US).
-
Перераспределение капитала
- В ответ на военные потребности правительство перенаправило капиталы в военно-стрельные отрасли, снижая инвестиции в НИОКР и инфраструктуру, что негативно сказалось на долгосрочной экономической устойчивости (https://www.researchgate.net/publication/248965189_The_evolution_of_business-state_interaction_in_Russia_From_state_capture_to_business_capture).
Краткое резюме и рекомендации
- Сроки: политика усиления зависимости бизнеса от государственных контрактов началась в начале 2000‑х и усиливалась до 2023 г.
- Экономический эффект: рост государственного контроля привёл к снижению гибкости, увеличению коррупции, росту издержек и потере экспортного потенциала, особенно после падения доходов от газа и нефти и введения санкций.
- Влияние на развитие: несмотря на краткосрочное усиление финансовой стабильности, долгосрочно это тормозит диверсификацию экономики и снижает её конкурентоспособность.
Рекомендации:
- Снизить долю государственных контрактов в структуре доходов крупных компаний, стимулируя частные инвестиции и экспорт.
- Усилить мониторинг и контроль за коррупционными рисками в госзакупках.
- Переориентировать государственные программы на инновации и развитие НИОКР, чтобы компенсировать потери от санкций.
Источники
- Full article: Formal contracting and state–business relations in Russia
- State Business Relations in Russia in the 2000s: From the Capture Model to a Variety of Exchange Models?
- From adaptation to mobilisation: The logic of changes in state‑business relations in the context of war and sanctions
- The Emerging Indirect Expropriation Strategy under Russian Sanctions, Tax, and Bankruptcy Laws
- Russia Business Advisory – United States Department of State
- Economic Policy – How State Support Affected the Development of Entrepreneurship in Russian Regions During External Shocks
- State-owned enterprises in the Russian market: Ownership structure and their role in the economy
- Effects of State Capture: Evidence from Russian Regions
- Decentralization, historical state capacity and public goods provision in Post‑Soviet Russia
- Inattention to Reality: Fighting Corruption in the Russian Public Procurement with Pro‑Competition Reforms