Общество

Как долго Россия усиливала зависимость бизнеса от госконтрактов?

Российская власть усиливала зависимость бизнеса от госконтрактов с начала 2000‑х, что привело к снижению гибкости экономики после доходов от нефти и санкций.

Как долго российская власть стремилась сузить бизнес до зависимости от государственных контрактов, и как это повлияло на развитие экономики, учитывая падение доходов от газа и нефти и санкции?

Российская власть пыталась сузить зависимость бизнеса от государственных контрактов уже с начала 2000‑х годов, усиляя контроль в течение почти двух десятилетий. Это усилило концентрацию капитала в руках крупных компаний, но одновременно снизило гибкость экономики, особенно после падения доходов от газа и нефти и введения международных санкций.


Содержание


Истоки политики «зависимости» и её развитие в 2000‑х годах

В начале новой эры российское правительство стремилось укрепить финансовую стабильность и контроль над ключевыми отраслями.

  • Федеральная налоговая реформа 2000‑го года создала централизованную систему финансовых ресурсов, что сделало региональные администрации зависимыми от крупных предприятий для финансирования своих задач (см. исследование по Ханты-Мансийскому АО).
  • Закон о государственных закупках (2004‑2007 годы) вводил обязательные квоты на участие крупных компаний в тендерах, усиливая их влияние на бюджетные расходы.
  • В течение 2008‑2011 г правительство усилило публичные контракты как инструмент «привязки» бизнеса к государству, что превратило многие сектора в «зависимые» от госзакупок.

По данным «Full article: Formal contracting and state–business relations in Russia», региональные администрации в 2006‑2014 г стали «высоко зависимыми» от ресурсов крупных компаний, что привело к росту коррупционных практик и «поймам» бизнеса в зависимую модель (https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/21599165.2022.2155948).


Переключение на государственные контракты в эпоху санкций и войны

С 2014 г — с 2022 г — российский бизнес сталкивался с внешними шоками: падением цен на нефть, санкциями и войной.

  • Международные санкции (2014‑2022) ограничили доступ к внешнему капиталу, заставляя компании искать альтернативные источники финансирования. Это усилило их зависимость от государственных контрактов в качестве гарантированного дохода.
  • Март 2023 г был подписан указ, позволяющий правительству приостанавливать права акционеров и вводить внешнее управление в бизнесах, не участвующих в военных контрактах (https://2021-2025.state.gov/russia-business-advisory/).
  • Апрель 2023 г запустила стратегию «непрямого экспроприации»: компании из «нелюбимых» стран обязаны вносить добровольные платежи в бюджет, иначе к ним назначается государственный управляющий (https://www.americanbar.org/groups/business_law/resources/business-law-today/2023-september/the-emerging-indirect-expropriation-strategy/).

Эти меры существенно увеличили долю государственных контрактов в структуре доходов от бизнеса, но при этом привели к недостатку инноваций и повышению стоимости капитала (https://re-russia.net/en/expertise/0177/).


Экономический эффект: рост государственного контроля и снижение эффективности

  1. Сокращение гибкости и рост издержек

    • Поскольку крупные компании вынуждены участвовать в госзакупках, они теряют гибкость в распределении ресурсов, что приводит к неэффективности и старанию (по данным исследования по Ханты-Мансийскому АО).
    • Внутренние рынки сталкиваются с переизбытком государственных заказов, что тормозит развитие частного сектора и ограничивает конкуренцию (https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/10999922.2025.2469945).
  2. Усиление коррупционных практик

  3. Снижение экспортного потенциала

    • Ограниченный доступ к международным рынкам, связанный с санкциями, и рост внутренней зависимости от государственных заказов снизили экспортный потенциал России в 2022‑2023 г. Это привело к снижению валовой добавленной стоимости в ключевых отраслях (https://www.ecpolicy.ru/jour/article/view/495?locale=en_US).
  4. Перераспределение капитала


Краткое резюме и рекомендации

  • Сроки: политика усиления зависимости бизнеса от государственных контрактов началась в начале 2000‑х и усиливалась до 2023 г.
  • Экономический эффект: рост государственного контроля привёл к снижению гибкости, увеличению коррупции, росту издержек и потере экспортного потенциала, особенно после падения доходов от газа и нефти и введения санкций.
  • Влияние на развитие: несмотря на краткосрочное усиление финансовой стабильности, долгосрочно это тормозит диверсификацию экономики и снижает её конкурентоспособность.

Рекомендации:

  1. Снизить долю государственных контрактов в структуре доходов крупных компаний, стимулируя частные инвестиции и экспорт.
  2. Усилить мониторинг и контроль за коррупционными рисками в госзакупках.
  3. Переориентировать государственные программы на инновации и развитие НИОКР, чтобы компенсировать потери от санкций.

Источники

  1. Full article: Formal contracting and state–business relations in Russia
  2. State Business Relations in Russia in the 2000s: From the Capture Model to a Variety of Exchange Models?
  3. From adaptation to mobilisation: The logic of changes in state‑business relations in the context of war and sanctions
  4. The Emerging Indirect Expropriation Strategy under Russian Sanctions, Tax, and Bankruptcy Laws
  5. Russia Business Advisory – United States Department of State
  6. Economic Policy – How State Support Affected the Development of Entrepreneurship in Russian Regions During External Shocks
  7. State-owned enterprises in the Russian market: Ownership structure and their role in the economy
  8. Effects of State Capture: Evidence from Russian Regions
  9. Decentralization, historical state capacity and public goods provision in Post‑Soviet Russia
  10. Inattention to Reality: Fighting Corruption in the Russian Public Procurement with Pro‑Competition Reforms
Авторы
Проверено модерацией
Модерация