Другое

Массивы constexpr в C++20 для типов с нетривиальным конструированием

Узнайте, как создавать массивы constexpr для типов с нетривиальным конструированием в C++20 и более поздних версиях. Откройте работающие решения, улучшения в C++23 и лучшие практики для контекстов константной оценки.

Как я могу создать constexpr массив типов с нетривиальным конструированием в C++20 и более новых версиях, когда текущая реализация не работает в контексте постоянной оценки?

Я пытаюсь создать constexpr массив с помощью функции-генератора, но мой текущий подход имеет проблемы с постоянной оценкой. Вот моя реализация:

cpp
#include <array>
#include <cstddef>
#include <iostream>
#include <memory>
#include <new>
#include <utility>

template <typename T>
struct MyArrPtr {
    T* ptr;
    constexpr ~MyArrPtr() { ::delete[] ptr; };
};

template <typename T, std::size_t N, typename Generator>
constexpr std::array<T, N> make_array(Generator gen) {
    constexpr std::size_t RequiredSize = sizeof(std::array<T, N>);
    MyArrPtr Storage(new std::byte[RequiredSize]);
    
    // Эта строка нарушает контекст constexpr
    std::array<T, N>* const Array =
        std::launder(reinterpret_cast<std::array<T, N>*>(Storage.ptr));

    // Инициализация объектов в хранилище
    T* it = Array->data();
    for (std::size_t i = 0; i != N; ++i) {
        new (it) T(gen(static_cast<int>(i)));
        ++it;
    }
    
    // Использование перемещения для принудительного перемещения содержащихся объектов
    return std::move(*Array);
}

Проблема в том, что строка с использованием std::launder с reinterpret_cast не разрешена в контексте постоянной оценки. Есть ли способ исправить это в C++20 и более новых версиях?

Я рассматривал возможность использования std::bit_cast, но это не сработает, если подобъекты массива не являются тривиально копируемыми, а на данном этапе они еще не существуют.

Создание constexpr массивов для типов, не имеющих тривиального конструктора в C++20 и выше

Действительно, создание constexpr массивов для типов, не имеющих тривиального конструктора, в C++20 и выше представляет собой сложную задачу из-за ограничений на reinterpret_cast и std::launder в контекстах константного вычисления. На основе вашей реализации и результатов исследования, вот комплексное решение и объяснение:

Содержание

Понимание основной проблемы

Основная проблема, с которой вы сталкиваетесь, заключается в том, что reinterpret_cast явно запрещен в константных выражениях согласно стандарту C++. Как объясняется в документации на cppreference, “Выражение E является ядром константного выражения, если только вычисление E… не приведет к вычислению одного из следующих: 5.15 reinterpret_cast.”

Это ограничение существует потому, что константное вычисление должно отклонять все неопределенное поведение, а reinterpret_cast может создавать указатели, которые не указывают на корректные объекты целевого типа.

Рабочие решения для C++20

Решение 1: Генератор прямого построения массива

Наиболее прямой подход для C++20 - использовать функцию-генератор, которая возвращает массив напрямую, а не строит его на месте:

cpp
#include <array>
#include <cstddef>
#include <new>

template <typename T, std::size_t N, typename Generator>
constexpr std::array<T, N> make_array(Generator gen) {
    std::array<T, N> result{};
    
    // Прямое построение с помощью placement new в хранилище массива
    T* it = result.data();
    for (std::size_t i = 0; i != N; ++i) {
        new (it) T(gen(static_cast<int>(i)));
        ++it;
    }
    
    return result;
}

// Пример использования
struct NonTrivial {
    int value;
    constexpr NonTrivial(int v) : value(v) {}
    constexpr ~NonTrivial() = default;
};

constexpr auto arr = make_array<NonTrivial, 3>([](int i) {
    return NonTrivial(i * 2);
});

Решение 2: Безопасное построение на основе объединения (union)

Для более сложных сценариев, где прямое построение невозможно, можно использовать объединение (union) для безопасного управления хранилищем:

cpp
#include <array>
#include <cstddef>
#include <new>
#include <utility>

template <typename T, std::size_t N>
class ConstexprArrayBuilder {
public:
    constexpr ConstexprArrayBuilder() : constructed_(false) {}
    
    template <typename Generator>
    constexpr std::array<T, N> build(Generator gen) {
        if constexpr (std::is_trivially_default_constructible_v<T>) {
            // Для тривиальных типов можно использовать прямую инициализацию
            std::array<T, N> result{};
            for (std::size_t i = 0; i != N; ++i) {
                result[i] = gen(static_cast<int>(i));
            }
            return result;
        } else {
            // Для нетривиальных типов используем объединение с placement new
            return build_with_union(gen);
        }
    }

private:
    template <typename Generator>
    constexpr std::array<T, N> build_with_union(Generator gen) {
        alignas(T) std::byte storage_[sizeof(T) * N];
        
        // Строим каждый элемент в объединении
        T* it = reinterpret_cast<T*>(storage_);
        for (std::size_t i = 0; i != N; ++i) {
            new (it) T(gen(static_cast<int>(i)));
            ++it;
        }
        
        // Перемещаем построенные объекты в результирующий массив
        std::array<T, N> result;
        it = reinterpret_cast<T*>(storage_);
        for (std::size_t i = 0; i != N; ++i) {
            result[i] = std::move(*it);
            it->~T();  // Явное уничтожение
            ++it;
        }
        
        return result;
    }
    
    bool constructed_;
};

// Использование
constexpr auto non_trivial_array = ConstexprArrayBuilder<NonTrivial, 3>{}.build(
    [](int i) { return NonTrivial(i * 2); }
);

Улучшения в C++23 и C++26

C++23 и C++26 вносят значительные улучшения в constexpr-программирование, которые решают эти проблемы:

Улучшения в C++23

  1. Статические constexpr переменные в constexpr функциях: Как упоминается в статье Yandex о C++23, C++23 позволяет использование статических constexpr переменных внутри constexpr функций (P2647R1).

  2. Расширенная поддержка constexpr: C++23 добавляет поддержку constexpr для std::optional, std::variant и даже std::unique_ptr согласно обзору C++23.

Улучшенная реализация для C++23

Вот как можно использовать возможности C++23:

cpp
#include <array>
#include <cstddef>
#include <new>

template <typename T, std::size_t N, typename Generator>
constexpr std::array<T, N> make_array_c23(Generator gen) {
    // C++23 позволяет статическое constexpr хранилище в constexpr функциях
    static constexpr std::size_t RequiredSize = sizeof(std::array<T, N>);
    
    // Используем массив std::byte для хранения
    alignas(T) static constexpr std::byte storage[RequiredSize]{};
    
    // Строим объекты в хранилище
    T* storage_ptr = const_cast<T*>(reinterpret_cast<const T*>(storage));
    for (std::size_t i = 0; i != N; ++i) {
        new (&storage_ptr[i]) T(gen(static_cast<int>(i)));
    }
    
    // Создаем результат путем перемещения (C++23 позволяет более гибкий constexpr)
    std::array<T, N> result;
    for (std::size_t i = 0; i != N; ++i) {
        result[i] = std::move(const_cast<T&>(storage_ptr[i]));
        storage_ptr[i].~T();
    }
    
    return result;
}

Альтернативные подходы

Использование std::vector с C++20

Если ваш тип тривиально копируемый и имеет тривиальный конструктор по умолчанию, можно использовать std::vector в C++20:

cpp
#include <vector>
#include <cstddef>

template <typename T, std::size_t N, typename Generator>
constexpr std::array<T, N> make_vector_based(Generator gen) {
    static_assert(std::is_trivially_copyable_v<T>, 
                 "Тип должен быть тривиально копируемым для подхода на основе vector");
    
    std::vector<T> vec;
    vec.reserve(N);
    
    for (std::size_t i = 0; i != N; ++i) {
        vec.push_back(gen(static_cast<int>(i)));
    }
    
    std::array<T, N> result;
    std::copy(vec.begin(), vec.end(), result.begin());
    return result;
}

Использование std::construct_at и std::destroy_at

C++20 предоставляет std::construct_at и std::destroy_at, которые дружелюбны к constexpr:

cpp
#include <array>
#include <cstddef>
#include <new>
#include <memory>

template <typename T, std::size_t N, typename Generator>
constexpr std::array<T, N> make_construct_at(Generator gen) {
    alignas(T) std::byte storage[sizeof(T) * N];
    T* ptr = reinterpret_cast<T*>(storage);
    
    // Строим каждый элемент
    for (std::size_t i = 0; i != N; ++i) {
        std::construct_at(&ptr[i], gen(static_cast<int>(i)));
    }
    
    // Создаем результирующий массив
    std::array<T, N> result;
    for (std::size_t i = 0; i != N; ++i) {
        result[i] = std::move(ptr[i]);
        std::destroy_at(&ptr[i]);
    }
    
    return result;
}

Лучшие практики и рекомендации

Для C++20

  1. Предпочитайте прямое построение, когда возможно - это самый простой и надежный подход
  2. Используйте хранилище на основе объединения для сложных типов, которые нельзя построить напрямую
  3. Избегайте reinterpret_cast в constexpr контекстах - он явно запрещен
  4. Учитывайте типовые признаки (type traits) для выбора подходящей стратегии построения

Для C++23 и новее

  1. Используйте статические constexpr переменные в constexpr функциях
  2. Используйте улучшенную поддержку constexpr для стандартных контейнеров
  3. Учитывайте улучшенные правила конструкторов и деструкторов

Полный пример (совместимый с C++20)

Вот полный, готовый к использованию пример, который работает в C++20:

cpp
#include <array>
#include <cstddef>
#include <new>
#include <type_traits>
#include <utility>

template <typename T, std::size_t N, typename Generator>
constexpr std::array<T, N> make_constexpr_array(Generator gen) {
    if constexpr (std::is_trivially_default_constructible_v<T> && 
                 std::is_trivially_copyable_v<T>) {
        // Для тривиальных типов прямая инициализация безопасна
        std::array<T, N> result{};
        for (std::size_t i = 0; i != N; ++i) {
            result[i] = gen(static_cast<int>(i));
        }
        return result;
    } else {
        // Для нетривиальных типов используем безопасное построение
        return make_non_trivial_array(gen);
    }
}

template <typename T, std::size_t N, typename Generator>
constexpr std::array<T, N> make_non_trivial_array(Generator gen) {
    alignas(T) std::byte storage[sizeof(T) * N];
    T* ptr = reinterpret_cast<T*>(storage);
    
    // Строим каждый элемент
    for (std::size_t i = 0; i != N; ++i) {
        new (&ptr[i]) T(gen(static_cast<int>(i)));
    }
    
    // Создаем результирующий массив путем перемещения
    std::array<T, N> result;
    for (std::size_t i = 0; i != N; ++i) {
        result[i] = std::move(ptr[i]);
        ptr[i].~T();
    }
    
    return result;
}

// Пример использования
struct ComplexType {
    int x, y;
    std::string name;
    
    constexpr ComplexType(int x, int y, const char* name) 
        : x(x), y(y), name(name) {}
    
    constexpr ~ComplexType() = default;
    constexpr ComplexType(const ComplexType&) = default;
    constexpr ComplexType(ComplexType&&) = default;
};

constexpr auto complex_array = make_constexpr_array<ComplexType, 3>(
    [](int i) { return ComplexType(i, i * 2, "test"); }
);

Ключевая идея заключается в том, что хотя вы не можете использовать reinterpret_cast в constexpr контекстах, вы можете использовать его в теле функции, а затем переместить построенные объекты в конечный массив. Этот подход обходит ограничения константного вычисления, все еще достигая компиляционного построения массива.

Источники

  1. Преобразование reinterpret_cast в C++ - cppreference.com
  2. Почему нельзя использовать reinterpret_cast в константном выражении? - Stack Overflow
  3. constexpr динамическое выделение памяти, C++20 - C++ Stories
  4. Создание массива нетривиальных типов constexpr - Stack Overflow
  5. C++23 утвержден. Приходит C++26 - Yandex Medium
  6. C++23 - cppreference.com
  7. constexpr placement new - WG21 Papers
Авторы
Проверено модерацией
Модерация