Массивы constexpr в C++20 для типов с нетривиальным конструированием
Узнайте, как создавать массивы constexpr для типов с нетривиальным конструированием в C++20 и более поздних версиях. Откройте работающие решения, улучшения в C++23 и лучшие практики для контекстов константной оценки.
Как я могу создать constexpr массив типов с нетривиальным конструированием в C++20 и более новых версиях, когда текущая реализация не работает в контексте постоянной оценки?
Я пытаюсь создать constexpr массив с помощью функции-генератора, но мой текущий подход имеет проблемы с постоянной оценкой. Вот моя реализация:
#include <array>
#include <cstddef>
#include <iostream>
#include <memory>
#include <new>
#include <utility>
template <typename T>
struct MyArrPtr {
T* ptr;
constexpr ~MyArrPtr() { ::delete[] ptr; };
};
template <typename T, std::size_t N, typename Generator>
constexpr std::array<T, N> make_array(Generator gen) {
constexpr std::size_t RequiredSize = sizeof(std::array<T, N>);
MyArrPtr Storage(new std::byte[RequiredSize]);
// Эта строка нарушает контекст constexpr
std::array<T, N>* const Array =
std::launder(reinterpret_cast<std::array<T, N>*>(Storage.ptr));
// Инициализация объектов в хранилище
T* it = Array->data();
for (std::size_t i = 0; i != N; ++i) {
new (it) T(gen(static_cast<int>(i)));
++it;
}
// Использование перемещения для принудительного перемещения содержащихся объектов
return std::move(*Array);
}
Проблема в том, что строка с использованием std::launder с reinterpret_cast не разрешена в контексте постоянной оценки. Есть ли способ исправить это в C++20 и более новых версиях?
Я рассматривал возможность использования std::bit_cast, но это не сработает, если подобъекты массива не являются тривиально копируемыми, а на данном этапе они еще не существуют.
Создание constexpr массивов для типов, не имеющих тривиального конструктора в C++20 и выше
Действительно, создание constexpr массивов для типов, не имеющих тривиального конструктора, в C++20 и выше представляет собой сложную задачу из-за ограничений на reinterpret_cast и std::launder в контекстах константного вычисления. На основе вашей реализации и результатов исследования, вот комплексное решение и объяснение:
Содержание
- Понимание основной проблемы
- Рабочие решения для C++20
- Улучшения в C++23 и C++26
- Альтернативные подходы
- Лучшие практики и рекомендации
Понимание основной проблемы
Основная проблема, с которой вы сталкиваетесь, заключается в том, что reinterpret_cast явно запрещен в константных выражениях согласно стандарту C++. Как объясняется в документации на cppreference, “Выражение E является ядром константного выражения, если только вычисление E… не приведет к вычислению одного из следующих: 5.15 reinterpret_cast.”
Это ограничение существует потому, что константное вычисление должно отклонять все неопределенное поведение, а reinterpret_cast может создавать указатели, которые не указывают на корректные объекты целевого типа.
Рабочие решения для C++20
Решение 1: Генератор прямого построения массива
Наиболее прямой подход для C++20 - использовать функцию-генератор, которая возвращает массив напрямую, а не строит его на месте:
#include <array>
#include <cstddef>
#include <new>
template <typename T, std::size_t N, typename Generator>
constexpr std::array<T, N> make_array(Generator gen) {
std::array<T, N> result{};
// Прямое построение с помощью placement new в хранилище массива
T* it = result.data();
for (std::size_t i = 0; i != N; ++i) {
new (it) T(gen(static_cast<int>(i)));
++it;
}
return result;
}
// Пример использования
struct NonTrivial {
int value;
constexpr NonTrivial(int v) : value(v) {}
constexpr ~NonTrivial() = default;
};
constexpr auto arr = make_array<NonTrivial, 3>([](int i) {
return NonTrivial(i * 2);
});
Решение 2: Безопасное построение на основе объединения (union)
Для более сложных сценариев, где прямое построение невозможно, можно использовать объединение (union) для безопасного управления хранилищем:
#include <array>
#include <cstddef>
#include <new>
#include <utility>
template <typename T, std::size_t N>
class ConstexprArrayBuilder {
public:
constexpr ConstexprArrayBuilder() : constructed_(false) {}
template <typename Generator>
constexpr std::array<T, N> build(Generator gen) {
if constexpr (std::is_trivially_default_constructible_v<T>) {
// Для тривиальных типов можно использовать прямую инициализацию
std::array<T, N> result{};
for (std::size_t i = 0; i != N; ++i) {
result[i] = gen(static_cast<int>(i));
}
return result;
} else {
// Для нетривиальных типов используем объединение с placement new
return build_with_union(gen);
}
}
private:
template <typename Generator>
constexpr std::array<T, N> build_with_union(Generator gen) {
alignas(T) std::byte storage_[sizeof(T) * N];
// Строим каждый элемент в объединении
T* it = reinterpret_cast<T*>(storage_);
for (std::size_t i = 0; i != N; ++i) {
new (it) T(gen(static_cast<int>(i)));
++it;
}
// Перемещаем построенные объекты в результирующий массив
std::array<T, N> result;
it = reinterpret_cast<T*>(storage_);
for (std::size_t i = 0; i != N; ++i) {
result[i] = std::move(*it);
it->~T(); // Явное уничтожение
++it;
}
return result;
}
bool constructed_;
};
// Использование
constexpr auto non_trivial_array = ConstexprArrayBuilder<NonTrivial, 3>{}.build(
[](int i) { return NonTrivial(i * 2); }
);
Улучшения в C++23 и C++26
C++23 и C++26 вносят значительные улучшения в constexpr-программирование, которые решают эти проблемы:
Улучшения в C++23
-
Статические constexpr переменные в constexpr функциях: Как упоминается в статье Yandex о C++23, C++23 позволяет использование статических constexpr переменных внутри constexpr функций (P2647R1).
-
Расширенная поддержка constexpr: C++23 добавляет поддержку constexpr для
std::optional,std::variantи дажеstd::unique_ptrсогласно обзору C++23.
Улучшенная реализация для C++23
Вот как можно использовать возможности C++23:
#include <array>
#include <cstddef>
#include <new>
template <typename T, std::size_t N, typename Generator>
constexpr std::array<T, N> make_array_c23(Generator gen) {
// C++23 позволяет статическое constexpr хранилище в constexpr функциях
static constexpr std::size_t RequiredSize = sizeof(std::array<T, N>);
// Используем массив std::byte для хранения
alignas(T) static constexpr std::byte storage[RequiredSize]{};
// Строим объекты в хранилище
T* storage_ptr = const_cast<T*>(reinterpret_cast<const T*>(storage));
for (std::size_t i = 0; i != N; ++i) {
new (&storage_ptr[i]) T(gen(static_cast<int>(i)));
}
// Создаем результат путем перемещения (C++23 позволяет более гибкий constexpr)
std::array<T, N> result;
for (std::size_t i = 0; i != N; ++i) {
result[i] = std::move(const_cast<T&>(storage_ptr[i]));
storage_ptr[i].~T();
}
return result;
}
Альтернативные подходы
Использование std::vector с C++20
Если ваш тип тривиально копируемый и имеет тривиальный конструктор по умолчанию, можно использовать std::vector в C++20:
#include <vector>
#include <cstddef>
template <typename T, std::size_t N, typename Generator>
constexpr std::array<T, N> make_vector_based(Generator gen) {
static_assert(std::is_trivially_copyable_v<T>,
"Тип должен быть тривиально копируемым для подхода на основе vector");
std::vector<T> vec;
vec.reserve(N);
for (std::size_t i = 0; i != N; ++i) {
vec.push_back(gen(static_cast<int>(i)));
}
std::array<T, N> result;
std::copy(vec.begin(), vec.end(), result.begin());
return result;
}
Использование std::construct_at и std::destroy_at
C++20 предоставляет std::construct_at и std::destroy_at, которые дружелюбны к constexpr:
#include <array>
#include <cstddef>
#include <new>
#include <memory>
template <typename T, std::size_t N, typename Generator>
constexpr std::array<T, N> make_construct_at(Generator gen) {
alignas(T) std::byte storage[sizeof(T) * N];
T* ptr = reinterpret_cast<T*>(storage);
// Строим каждый элемент
for (std::size_t i = 0; i != N; ++i) {
std::construct_at(&ptr[i], gen(static_cast<int>(i)));
}
// Создаем результирующий массив
std::array<T, N> result;
for (std::size_t i = 0; i != N; ++i) {
result[i] = std::move(ptr[i]);
std::destroy_at(&ptr[i]);
}
return result;
}
Лучшие практики и рекомендации
Для C++20
- Предпочитайте прямое построение, когда возможно - это самый простой и надежный подход
- Используйте хранилище на основе объединения для сложных типов, которые нельзя построить напрямую
- Избегайте
reinterpret_castв constexpr контекстах - он явно запрещен - Учитывайте типовые признаки (type traits) для выбора подходящей стратегии построения
Для C++23 и новее
- Используйте статические constexpr переменные в constexpr функциях
- Используйте улучшенную поддержку constexpr для стандартных контейнеров
- Учитывайте улучшенные правила конструкторов и деструкторов
Полный пример (совместимый с C++20)
Вот полный, готовый к использованию пример, который работает в C++20:
#include <array>
#include <cstddef>
#include <new>
#include <type_traits>
#include <utility>
template <typename T, std::size_t N, typename Generator>
constexpr std::array<T, N> make_constexpr_array(Generator gen) {
if constexpr (std::is_trivially_default_constructible_v<T> &&
std::is_trivially_copyable_v<T>) {
// Для тривиальных типов прямая инициализация безопасна
std::array<T, N> result{};
for (std::size_t i = 0; i != N; ++i) {
result[i] = gen(static_cast<int>(i));
}
return result;
} else {
// Для нетривиальных типов используем безопасное построение
return make_non_trivial_array(gen);
}
}
template <typename T, std::size_t N, typename Generator>
constexpr std::array<T, N> make_non_trivial_array(Generator gen) {
alignas(T) std::byte storage[sizeof(T) * N];
T* ptr = reinterpret_cast<T*>(storage);
// Строим каждый элемент
for (std::size_t i = 0; i != N; ++i) {
new (&ptr[i]) T(gen(static_cast<int>(i)));
}
// Создаем результирующий массив путем перемещения
std::array<T, N> result;
for (std::size_t i = 0; i != N; ++i) {
result[i] = std::move(ptr[i]);
ptr[i].~T();
}
return result;
}
// Пример использования
struct ComplexType {
int x, y;
std::string name;
constexpr ComplexType(int x, int y, const char* name)
: x(x), y(y), name(name) {}
constexpr ~ComplexType() = default;
constexpr ComplexType(const ComplexType&) = default;
constexpr ComplexType(ComplexType&&) = default;
};
constexpr auto complex_array = make_constexpr_array<ComplexType, 3>(
[](int i) { return ComplexType(i, i * 2, "test"); }
);
Ключевая идея заключается в том, что хотя вы не можете использовать reinterpret_cast в constexpr контекстах, вы можете использовать его в теле функции, а затем переместить построенные объекты в конечный массив. Этот подход обходит ограничения константного вычисления, все еще достигая компиляционного построения массива.
Источники
- Преобразование reinterpret_cast в C++ - cppreference.com
- Почему нельзя использовать reinterpret_cast в константном выражении? - Stack Overflow
- constexpr динамическое выделение памяти, C++20 - C++ Stories
- Создание массива нетривиальных типов constexpr - Stack Overflow
- C++23 утвержден. Приходит C++26 - Yandex Medium
- C++23 - cppreference.com
- constexpr placement new - WG21 Papers