Когда казахи прекратили кочевать: 1928-1933
Узнайте, когда и почему казахи прекратили кочевой образ жизни. История насильственной коллективизации 1928-1933 годов и её трагические последствия для казахского народа.
В каком году казахи прекратили кочевой образ жизни?
Казахи перестали вести кочевой образ жизни преимущественно в период с 1928 по 1933 годы, когда советская политика коллективизации насильственно перевела большинство кочевых хозяйств на оседлый образ жизни. Этот переход был не постепенным и добровольным, а принудительным и трагическим, что привело к голоду 1932-1933 годов и уничтожению традиционного уклада жизни.
Содержание
- Исторический контекст кочевого образа жизни казахов
- Переход к оседлости: основные хронологические этапы
- Причины и методы коллективизации
- Последствия перехода к оседлости
- Сопротивление и трагические последствия
Исторический контекст кочевого образа жизни казахов
Казахский народ на протяжении веков был известен как典型ный кочевой народ, чей образ жизни был тесно связан с природно-климатическими условиями степей. Как отмечает исторический портал “Тарих”, сложные условия кочевого образа жизни повлияли на все аспекты жизни казахского общества, включая воспитание подрастающего поколения и культурные традиции.
До XX века подавляющее большинство казахов вело кочевой или полукочевой образ жизни, что было обусловлено необходимостью поиска пастбищ для скота в условиях континентального климата. Как указывается в научных исследованиях, казахи “исокон веков жили в гармонии с природой и в соответствии с природно-климатическими условиями” Национальный портал “Адырна”.
В XIX-XX веках начали проявляться первые признаки перехода к оседлости, но массовый процесс начался только после установления советской власти и проведения коллективизации. Как отмечает туристический портал, “вплоть до ХХ века казахи были кочевниками, и только позднее народ стал осваивать оседлую жизнь”.
Переход к оседлости: основные хронологические этапы
Массовый переход казахов от кочевого образа жизни к оседлому происходил в короткий исторический период - с 1928 по 1933 годы. Этот процесс можно разделить на несколько ключевых этапов:
1928 год - начало коллективизации
В 1928 году коллективизированию было подвергнуто всего 2% казахских хозяйств. Однако именно в этот период советское правительство приняло решения, которые предопределили насильственный переход к оседлости.
1929-1930 годы - активная фаза
В 1929-1930 годах темпы коллективизации резко ускорились. Согласно историческим данным, “если в 1928 году в Казахстане коллективизацией было охвачено 2% хозяйств, то уже к апрелю 1930 года – более половины от их общей численности”.
ЦК Компартии Казахстана постановил, что “из 566 тысяч кочевых и полукочевых хозяйств к январю 1930 года к оседлости должны были перейти 544 тысячи” исторический портал. Это означало, что власти планировали практически полностью ликвидировать кочевой образ жизни в течение одного года.
1930-1933 годы - завершение перехода
В 1930 году на оседлое хозяйство перевели 87 136 хозяйств, а к 1933 году эта цифра составила уже 242 208 world-nan.kz. К 1933 году в основном был завершен переход казахов от кочевого образа жизни к оседлому, на что советское правительство выделило 40 млн рублей исторический портал.
Таким образом, можно утверждать, что к 1933 году кочевой образ жизни казахского народа был насильственно прекращен на всей территории Казахстана.
Причины и методы коллективизации
Переход казахов к оседлости не был добровольным или естественным процессом. Этот процесс был инициирован и проведен советским правительством в рамках общей политики коллективизации сельского хозяйства.
Политические причины
Главной политической причиной была необходимость укрепления советской власти в отдаленных регионах и подавление национальных движений. Как отмечает Центральноазиатская аналитическая сеть, коллективизация шла “в рамках общесоюзной коренизации”, но на практике означала ликвидацию традиционного уклада жизни.
Экономические причины
Советское правительство стремилося создать централизованную систему сельскохозяйственного производства, управляемую из Москвы. Кочевое животноводство с его децентрализованной структурой не соответствовало этим планам.
Методы проведения
Коллективизация проводилась насильственными методами, включая:
- Конфискацию скота у кочевых хозяйств
- Принуждение к вступлению в колхозы
- Ликвидацию традиционных институтов управления
- Депортации и репрессии против сопротивляющихся
Как указывается в исторических источниках, в декабре 1929 года было постановлено, что “необходимым условием коллективизации является переход кочевников к оседлому образу жизни” Википедия.
Последствия перехода к оседлости
Насильственный переход к оседлости имел катастрофические последствия для казахского народа:
Демографические последствия
Произошло резкое сокращение численности казахского населения. По разным оценкам, в результате голода 1932-1933 годов погибло от 1,5 до 2 миллионов человек, что составляло около 40% от общей численности населения Казахстана Википедия.
Экономические последствия
Традиционное животноводство, основанное на кочевом способе выпаса скота, было практически уничтожено. Коллективные хозяйства были неэффективными и не могли обеспечить должный уход за скотом, что привело к дальнейшему сокращению поголовья.
Культурные последствия
Был разрушен традиционный уклад жизни, утеряны многие элементы материальной и духовной культуры, связанные с кочевничеством. Произошло разрыв поколений, так как молодые больше не перенимали опыт старших в традиционном кочевом хозяйстве.
Социальные последствия
Изменилась социальная структура общества. Традиционные институты управления (родоплеменные связи) были ликвидированы, что ослабило национальную идентичность.
Сопротивление и трагические последствия
Насильственный переход к оседлости вызвал массовое сопротивление казахского населения. Как отмечается в исторических источниках, “с 1929 по 1931 год в Казахстане произошло больше 370 массовых вооруженных восстаний против насильственной сталинской коллективизации и разрушения векового уклада кочевников” world-nan.kz.
Восстания жестоко подавлялись. Тысячи людей были арестованы, расстреляны или отправлены в лагеря. Насильственная коллективизация привела к голоду 1932-1933 годов, который стал одной из величайших трагедий в истории казахского народа.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что кочевой образ жизни казахов был прекращен насильственно в период 1928-1933 годов, с пиком этого процесса в 1930-1931 годах. Этот переход не был естественным эволюционным процессом, а стал результатом жесткой государственной политики, приведшей к катастрофическим последствиям для народа и его культуры.
Источники
- Исторический портал “Тарих” - Коллективизация и массовые репрессии (1930-1940-е г.г.)
- Онлайн-тренажер для подготовки к ЕНТ - Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане
- Национальный портал “Адырна” - Были ли казахи в прошлом кочевниками?
- Туристический портал - Культура Казахстана – история кочевого народа
- Исторический портал - Коллективизация в Казахстане
- World-Nan - Последствия коллективизации в Казахстане
- World-Nan - Восстание 1929-31 годов в Казахстане
- Центральноазиатская аналитическая сеть - Седентаризация казахов СССР при Сталине
- Википедия - Антисоветское восстание сарбазов 1930 года
- Википедия - Голод в Казахстане (1932—1933)
Заключение
- Казахи перестали вести кочевой образ жизни преимущественно в период 1928-1933 годов в результате насильственной коллективизации, проводимой советским правительством.
- Этот переход не был естественным процессом, а сопровождался массовыми репрессиями, голодом и уничтожением традиционного уклада жизни.
- К 1933 году подавляющее большинство казахских хозяйств было переведено на оседлый образ жизни, что привело к катастрофическим демографическим и культурным последствиям.
- Насильственный переход к оседлости стал одной из величайших трагедий в истории казахского народа, последствия которой ощущаются до сих пор.
- Для дальнейшего изучения этой темы рекомендуется обратиться к специализированным историческим исследованиям и архивным документам того периода.