Другое

Команды для процессора частично-гарвардской архитектуры

Минимальный набор команд для 16-битного процессора с частично-гарвардской архитектурой. Обязательные и дополнительные инструкции для базовой функциональности.

Какие команды необходимы для процессора, собранного по частично-гарвардской архитектуре?

Я разрабатываю учебный процессор с 16-битными инструкциями. Какие базовые команды (инструкции) являются обязательными для минимально функционального процессора, а какие дополнительные команды стоит реализовать для расширения функциональности?

Частично-гарвардская архитектура требует раздельного обращения к инструкциям и данным, что накладывает специфические требования на набор команд. Для учебного 16-битного процессора минимально необходимый набор должен включать команды арифметических операций, управления памятью и потоком выполнения, а для расширения функциональности стоит добавить команды работы с регистрами и логические операции.

Содержание

Что такое частично-гарвардская архитектура

Частично-гарвардская архитектура представляет собой гибридный подход, который разделяет хранение инструкций и данных на физическом уровне, но использует единое адресное пространство для программной совместимости. В отличие от классической гарвардской архитектуры, где память инструкций и данных полностью разделена, частично-гарвардская архитектура имеет раздельные кэш-памяти первого уровня, но общую основную память.

Современные CISC-процессоры обладают раздельной кэш-памятью 1-го уровня для инструкций и данных, что позволяет им за один рабочий такт получать одновременно и команду, и данные для её выполнения. То есть процессорное ядро, формально, является гарвардским, но программно оно фон Неймановское, что упрощает написание программ. Источник: dic.academic.ru

Для учебного процессора это означает, что вам потребуется реализовать:

  • Раздельные шины для чтения инструкций и данных
  • Разные пути доступа к памяти для команд и операндов
  • Устройство управления, способное работать с раздельными потоками данных

Минимальный набор команд для учебного процессора

При разработке учебного 16-битного процессора с частично-гарвардской архитектурой важно определить минимально достаточный набор команд, обеспечивающий базовую функциональность. Этот набор должен включать команды для арифметических операций, работы с памятью и управления потоком выполнения.

Основные принципы формирования набора команд

  1. Минимальная функциональность - процессор должен уметь выполнять базовые вычисления
  2. Образовательная ценность - команды должны демонстрировать ключевые концепции архитектуры
  3. Расширяемость - набор должен позволять добавлять новые команды без полной переработки

Для 16-битного формата инструкций оптимальным будет разделение команды на:

  • Опкод (4-8 бит) для определения типа операции
  • Операнды (8-12 бит) для адресации данных

Обязательные команды для базовой функциональности

Арифметические и логические команды

  1. ADD - сложение двух операндов

    ADD R1, R2  ; R1 = R1 + R2
    ADD R1, #5  ; R1 = R1 + 5
    
  2. SUB - вычитание

    SUB R1, R2  ; R1 = R1 - R2
    
  3. AND - логическое И

    AND R1, R2  ; R1 = R1 AND R2
    
  4. OR - логическое ИЛИ

    OR R1, R2   ; R1 = R1 OR R2
    
  5. XOR - исключающее ИЛИ

    XOR R1, R2  ; R1 = R1 XOR R2
    
  6. NOT - логическое отрицание

    NOT R1      ; R1 = NOT R1
    

Команды работы с памятью

  1. LD - загрузка данных из памяти в регистр

    LD R1, [ADDR]  ; загрузить по адресу ADDR в R1
    
  2. ST - сохранение данных из регистра в память

    ST [ADDR], R1  ; сохранить R1 по адресу ADDR
    
  3. LDM - загрузка immediate значения

    LDM R1, #123   ; R1 = 123
    

Команды управления потоком

  1. JMP - безусловный переход

    JMP ADDR      ; перейти по адресу ADDR
    
  2. JZ - переход если результат нулевой

    JZ ADDR       ; перейти если флаг нуля установлен
    
  3. JNZ - переход если результат не нулевой

    JNZ ADDR      ; перейти если флаг нуля не установлен
    
  4. CALL - вызов подпрограммы

    CALL ADDR     ; сохранить адрес возврата и перейти
    
  5. RET - возврат из подпрограммы

    RET           ; вернуться по сохраненному адресу
    

Команды работы с регистрами процессора

  1. MOV - копирование между регистрами

    MOV R1, R2    ; R1 = R2
    
  2. PUSH - сохранение в стек

    PUSH R1       ; R1 -> [SP], SP = SP - 2
    
  3. POP - восстановление из стека

    POP R1        ; SP = SP + 2, [SP] -> R1
    

Система команд представляется спецификацией соответствия (микро)команд наборам кодов (микро)операций, выполняемых при вызове команды, определяемых (микро)архитектурой системы. Источник: ru.wikipedia.org


Дополнительные команды для расширения возможностей

Арифметические команды с расширенными возможностями

  1. INC - инкремент

    INC R1        ; R1 = R1 + 1
    
  2. DEC - декремент

    DEC R1        ; R1 = R1 - 1
    
  3. MUL - умножение

    MUL R1, R2    ; R1 = R1 * R2
    
  4. DIV - деление

    DIV R1, R2    ; R1 = R1 / R2
    

Команды сдвига и вращения

  1. SHL - сдвиг влево

    SHL R1, 2     ; R1 = R1 << 2
    
  2. SHR - сдвиг вправо

    SHR R1, 2     ; R1 = R1 >> 2
    
  3. ROL - вращение влево

    ROL R1, 2     ; циклический сдвиг влево
    
  4. ROR - вращение вправо

    ROR R1, 2     ; циклический сдвиг вправо
    

Команды условной логики

  1. CMP - сравнение

    CMP R1, R2    ; установить флаги сравнения
    
  2. TEST - тестирование битов

    TEST R1, R2   ; R1 AND R2, установить флаги
    

Команды работы с битами

  1. SET - установка бита

    SET R1, 3     ; установить 3-й бит R1
    
  2. CLR - очистка бита

    CLR R1, 3     ; очистить 3-й бит R1
    
  3. TST - тестирование бита

    TST R1, 3     ; проверить 3-й бит R1
    

Расширенные команды управления памятью

  1. LDW - загрузка слова (32-бит)

    LDW R1, [ADDR] ; загрузить 32-битное слово
    
  2. STW - сохранение слова (32-бит)

    STW [ADDR], R1 ; сохранить 32-битное слово
    
  3. LDM16 - загрузка 16-битного immediate

    LDM16 R1, #12345 ; R1 = 12345
    

Пример реализации 16-битного процессора

Анализируя опыт создания учебных процессоров, можно предложить следующую архитектуру с 16-битными инструкциями:

Формат инструкции

Инструкция 16 бит может быть разделена на:

  • Опкод: 4 бита (16 возможных команд)
  • Регистр назначения: 3 бита (8 регистров R0-R7)
  • Регистр источника: 3 бита (8 регистров R0-R7)
  • Адрес/ immediate: 6 бит

Пример кода на ассемблере

assembly
; Вычисление суммы массива
LDM R1, #100      ; адрес массива
LDM R2, #5        ; количество элементов
LDM R3, #0        ; сумма = 0

LOOP:
LD R4, [R1]       ; загрузить элемент
ADD R3, R4        ; добавить к сумме
INC R1            ; следующий элемент
DEC R2
JNZ LOOP          ; если не конец, повторить

; Результат в R3

Особенности частично-гарвардской реализации

В частично-гарвардской архитектуре для процессора с 16-битными инструкциями стоит реализовать:

  1. Раздельные кэши для инструкций и данных
  2. Конвейерную обработку с разделением этапов выборки и декодирования
  3. Предвыборку инструкций для скрытия задержек памяти

Тем не менее в Gigatron есть разные форматы команд — STORE и переходы уже не подчиняются той же логике, а вот я подумал — а что если такой совмещенный с опциональными вычислениями «MOV» будет единственной командой в процессоре вообще? Источник: hype.retroscene.org


Рекомендации по проектированию

Принципы минимизации набора команд

  1. Используйте RISC-подход - простые команды фиксированной длины
  2. Оптимизируйте адресацию - минимальное количество режимов адресации
  3. Упростите декодирование - логика декодера должна быть понятной
  4. Обеспечьте расширяемость - оставьте место для новых команд

Практические советы по реализации

  1. Начните с минимального набора - реализуйте только обязательные команды
  2. Используйте симулятор - отладите логику до реализации в железе
  3. Добавляйте команды постепенно - не пытайтесь реализовать все сразу
  4. Документируйте архитектуру - ведите подробную документацию по каждой команде

Тестирование и верификация

  1. Напишите тестовый набор - программы для проверки каждой команды
  2. Реализуйте простые программы - сложение, умножение, поиск в массиве
  3. Проверьте граничные случаи - переполнение, деление на ноль
  4. Оптимизируйте производительность - анализ времени выполнения

MISC (англ. minimal instruction set computer — компьютер с минимальным набором команд) — вид процессорной архитектуры, предполагающий использование максимально простой системы… Источник: ru.wikipedia.org


Заключение

При разработке учебного процессора с частично-гарвардской архитектурой и 16-битными инструкциями следует придерживаться баланса между минимальной функциональностью и образовательной ценностью. Минимально необходимый набор включает арифметические, логические, команды работы с памятью и управления потоком, в то время как дополнительные команды значительно расширяют возможности процессора.

Ключевые рекомендации:

  • Начните с обязательных команд (ADD, SUB, LD, ST, JMP, CALL/RET)
  • Реализуйте по одному режиму адресации для простоты
  • Используйте RISC-принципы для упрощения декодирования
  • Постепенно добавляйте новые команды по мере необходимости
  • Обеспечьте четкую документацию архитектуры для образовательных целей

Такой подход позволит создать функциональный учебный процессор, демонстрирующий принципы частично-гарвардской архитектуры, при этом оставаясь достаточно простым для понимания и дальнейшего развития.

Источники

  1. Гарвардская архитектура | Academic.ru
  2. Гарвардская архитектура и её достоинства | DigTeh
  3. Система команд | Википедия
  4. Проектируем самодельный 16-битный CPU в 2023 году | Хабр
  5. MISC | Википедия
  6. 8/16-битный компьютер мечты (процессор Simpleton) | Hype Retroscene
  7. Модифицированная гарвардская архитектура | Studfile
  8. 16-битные микроконтроллеры Microchip [PIC24]
Авторы
Проверено модерацией
Модерация