Конец дружбы России и Европы: перспективы восстановления
Анализ беспрецедентного кризиса в отношениях России и Европы после 2022 года. Масштабные санкции ЕС и возможные сценарии восстановления дипломатических связей в будущем.
Действительно ли дружба между Россией и Европой подошла к концу, и каковы перспективы восстановления отношений в будущем?
Отношения между Россией и Европой действительно переживают беспрецедентный кризис, и концепция “дружбы” между ними, если она и существовала в прежнем смысле, безвозвратно закончилась. После полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года Европейский союз ввел беспрецедентные санкционные меры, которые разрушили прежние экономические связи и дипломатические отношения, превратив Россию из пятого по величине торгового партнера ЕС в 2021 году в пятнадцатого к 2024 году, при этом восстановление прежних отношений в обозримом будущем выглядит маловероятным.
Содержание
- Современное состояние отношений
- Масштабные санкции ЕС против России
- Геополитический контекст
- Перспективы восстановления отношений
- Путь к нормализации
Современное состояние отношений
Отношения между Россией и Европейским союзом достигли исторического минимума, когда “дружба” между этими актерами стала невозможной концептуально. Как отмечено в исследовании Европейского парламента, после начала полномасштабного вторжения России в Украину в 2022 году дипломатические отношения полностью разрушились: ЕС начал предоставлять военную помощь Украине, заморозил российские активы на своей территории, прекратил прямые авиарейсы из ЕС в Россию и приостановил упрощение визового режима.
Ключевой сдвиг: Россия из пятого по величине торгового партнера ЕС в 2021 году опустилась на 15-е место к 2024 году, что свидетельствует о глубоком экономическом разрыве.
Европейский союз в своих официальных документах характеризует действия России как “явное нарушение Устава ООН” и подчеркивает, что продолжающаяся агрессия против Украины делает невозможным любые нормальные отношения в прежнем понимании. Как отмечает Центр европейских реформ, Россия никогда не сможет стать “нормальной страной”, пока не столкнется с темными элементами своего прошлого, подобно тому как это сделала Германия после Второй мировой войны.
Масштабные санкции ЕС против России
Европейский союз ввел беспрецедентный пакет санкционных мер против России, который включает уже 17+ секторальных ограничений. Эти санкции направлены на достижение трех основных целей:
- Значительное сокращение доходов России от экспорта товаров
- Подрыв военного потенциала России и ее способности вести войну
- Нанесение значительного ущерба российской экономике
Атлантический совет отслеживает эти меры и оценивает их эффективность. Ключевые направления санкций включают:
Энергетический сектор
- Полный запрет на российский СПГ с 1 января 2027 года
- Расширение запрета на предоставление определенного программного обеспечения, включая банковское, финансовое, техническое тестирование и анализ, ИИ и квантовые вычисления
- Целенаправленные меры против российских энергетических гигантов, таких как Surgutneftegas
Финансовый сектор
- Запрет на использование российской системы финансовых сообщений (СПФС) с июня 2024 года
- Расширение транзакционного запрета на третьих стран финансовых операторов, включая поставщиков криптоактивов
- Ограничения для 50 российских банков, 4 белорусских банков и 5 банков из других неевропейских стран
Новые санкционные режимы
В 2024 году ЕС ввел два новых санкционных режима:
- Май 2024: Санкции в связи с нарушениями прав человека и репрессиями в России
- Октябрь 2024: Санкции в ответ на дестабилизирующую деятельность России (“гибридные атаки”) abroad
Геополитический контекст
Российско-европейские отношения разворачиваются в более широком геополитическом контексте, где Россия стремится создать многополярный мир, в котором Соединенные Штаты теряют свою гегемоническую роль. Как отметил Путин на Вальдайском международном дискуссионном клубе 2024 года, “на кону находится монополия Запада, которая возникла после распада Советского Союза”.
В этом контексте Россия активно ищет альтернативные экономические и политические партнерства, особенно с Китаем. По данным Французского института международных отношений, в период 2022-2024 годов ВВП России вырос на 4.3% в 2024 году, и снижение торговли с европейскими странами было компенсировано быстрым расширением торговли, в частности с Китаем.
Структурное противостояние: Россия и Запад находятся в состоянии структурного противостояния за будущее мирового порядка, где каждая сторона продвигает свою концепцию международных отношений.
Перспективы восстановления отношений
Восстановление нормальных отношений между Россией и Европой в обозримом будущем выглядит крайне проблематичным, но существуют различные сценарии развития событий:
Сценарий 1: “Украина превыше всего”
Как отмечает Фонд Карнеги, долгосрочная стратегия по отношению к России должна начинаться с политики “Украина превыше всего”. Только после достижения справедливого мира в Украине возможны любые дискуссии о нормализации отношений.
Сценарий 2: Частичная нормализация
Бизнес-лидеры в России, стремящиеся к смягчению санкций, могут лоббировать частичную нормализацию отношений с Западом. Как отмечает Chatham House, такой подход также может продвигаться внутри страны как способ уменьшения растущей зависимости России от Китая.
Сценарий 3: Укрепление связей с соседями
Вместо прямых контактов с Россией ЕС может сосредоточиться на укреплении связей с соседями России, особенно с теми, которые становятся объектами российской националистической риторики. От Беларуси до Грузии, от Армении до Казахстана, Запад может направить дипломатические усилия на укрепление связей с этими странами.
Путь к нормализации
Для возможного восстановления отношений в будущем необходимы условия, которые пока не выполняются:
-
Принципиальная позиция России: Россия должна признать агрессию против Украины и уважать ее суверенитет и территориальную целостность в международных признанных границах.
-
Демократические преобразования: Как подчеркивает Центр европейских реформ, Россия должна столкнуться с темными элементами своего прошлого, подобно тому как это сделала Германия после Второй мировой войны.
-
Многосторонние усилия: ЕС, НАТО и США должны запустить скоординированную дипломатическую и “мягкую силу” наступление в Глобальном Юге, идентифицируя источники российской и китайской популярности и влияния.
-
Гарантии безопасности: Если Россия не будет значительно увеличивать свое военное присутствие у балтийских границ или на периферии Черного моря НАТО, Вашингтон не должен давать ей повода для этого, как отмечает Ассоциация по контролю над вооружениями.
Источники
- Timeline - EU sanctions against Russia - Consilium
- EU sanctions against Russia | EEAS
- EU sanctions against Russia explained - Consilium
- 19th package of sanctions against Russia: EU targets Russian energy, third-country banks and crypto providers - Consilium
- Russia Sanctions Database: November 2024 - Atlantic Council
- Principles for Europe’s relations with Russia after the war | Centre for European Reform
- A Paradigm Shift: EU-Russia Relations After the War in Ukraine | Carnegie Endowment
- Europe-Russia: Balance of Power Review | Ifri
- Russia | Fact Sheets on the European Union | European Parliament
- Imagining Russia’s future after Putin | Chatham House
Заключение
Отношения между Россией и Европой переживают глубокий структурный кризис, который делает невозможным возвращение к прежним условиям “дружбы”. Восстановление нормальных отношений в будущем потребует фундаментальных изменений как в политической системе России, так и в подходе ЕС к российскому вопросу.
Ключевые выводы:
- Концепция дружбы между Россией и Европой в прежнем понимании окончательно завершилась
- Санкции ЕС против России являются беспрецедентными по масштабу и охвату
- Будущее отношений будет зависеть от исхода конфликта в Украине и последующих демократических преобразований в России
- ЕС должен выработать долгосрочную стратегию, сочетающую сдерживание России с необходимостью взаимодействия с российским обществом
- Восстановление отношений займет десятилетия и потребует взаимных уступок и готовности к диалогу
Пока сохраняется неопределенность относительно будущего политического курса России после возможных изменений в руководстве, любые прогнозы о восстановлении отношений с Европой остаются крайне осторожными.