Другое

Правомерна ли одна оценка за пробный ОГЭ по математике

Узнайте, соответствует ли нормам выставление одной оценки за пробный ОГЭ по математике, охватывающей алгебру, геометрию и теорию вероятностей. Официальные документы и рекомендации.

Правомерно ли ставить оценку за пробный ОГЭ по математике сразу по трём предметам: алгебре, геометрии и теории вероятностей и статистики?

Я учусь в 9‑м классе, и у нас проходят пробные экзамены в формате ОГЭ. Мой учитель математики сообщил, что планирует выставлять одну оценку за пробный экзамен сразу по трём разделам: алгебре, геометрии и теории вероятностей и статистики. Хотелось бы узнать, соответствует ли такая практика нормативным требованиям и является ли она правильной с точки зрения образовательных стандартов.

Официальный ОГЭ по математике рассматривается как единый экзамен, охватывающий несколько разделов (алгебру, геометрию, теорию вероятностей и статистики), но выставление одной оценки за все разделы одновременно является обоснованной практикой, соответствующей нормативным требованиям. Это объясняется тем, что в структуре экзамена математика представлена как единая дисциплина с комплексными заданиями, проверяющими различные математические компетенции, а не как отдельные предметы.

Содержание

Структура ОГЭ по математике

Официальный ОГЭ по математике имеет четко определенную структуру, которая объединяет несколько математических направлений в единый экзамен. Согласно исследовательским данным, экзамен состоит из 25 заданий:

Распределение заданий по разделам:

  • Алгебра – 11 заданий (задания 1‑11, 20‑22)
  • Геометрия – 5 заданий (задания 12‑15, 23‑25)
  • Теория вероятностей и статистика – 1 задание (задание 16)
  • Прочие разделы – уравнения и неравенства, функции, начала математического анализа, комбинаторика

Важно отметить, что первые пять задач (1‑5) не относятся к конкретному модулю алгебры или геометрии, а проверяют способность применять математическое мышление на практике. Как указано в одном из источников, «они сами по себе, в них проверяется способность применять математическое мышление на практике» [https://epmat.ru/struktura-oge/].

Максимальный балл всей экзаменационной работы составляет 31 балл, при этом «задачи 1‑19 оцениваются в 1 балл, задачи 20‑25 – в два балла» [https://www.mathm.ru/oge.html].


Оценочные нормативы и шкалы

Система оценки ОГЭ по математике основана на официальных нормативных документах, которые устанавливают правила перевода первичных баллов в пятибалльную систему. Согласно исследовательским данным, существуют официальные письма и приказы, регламентирующие этот процесс.

Основные принципы оценки:

  • Максимальный первичный балл – 31
  • Минимальные пороговые баллы определяются ежегодно
  • Существует официальная шкала перевода первичных баллов в пятибалльную оценку

Как отмечается в официальных документах, «Письмо Рособрнадзора № 04‑36 от 14.02.2022 о рекомендациях по шкале перевода первичных баллов ОГЭ и ГВЭ‑9 в пятибалльную оценку и по определению минимальных первичных баллов» [https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory].


Педагогическая обоснованность

Практика выставления одной оценки за все разделы математики имеет серьезные педагогические основания:

  1. Единая математическая дисциплина: В школьной программе математика преподается как единый предмет, а не как три отдельных дисциплины. Оценка должна отражать общее понимание математики как науки.
  2. Комплексность математического мышления: Современный математический анализ требует интеграции знаний из разных разделов. Например, решение геометрических задач часто требует алгебраических преобразований, а задачи по теории вероятностей могут содержать геометрические элементы.
  3. Официальная позиция: Согласно структуре ОГЭ, математика рассматривается как единый экзамен, что подтверждает легитимность единой оценки.

«Вероятность, статистика 11. Графики функций 12. Расчеты по формулам 13. Неравенства, системы неравенств 14. Арифметическая и геометрическая прогрессии 15» [https://egeturbo.ru/ege/math_oge/tasks] – эта последовательность заданий демонстрирует интеграцию различных разделов математики в одном экзамене.


Официальные документы

Для подтверждения правомерности рассматриваемой практики необходимо обратиться к официальным документам:

  1. Спецификации и кодификаторы: Официальные документы от ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) определяют структуру и содержание контрольных измерительных материалов ОГЭ.
  2. Демоверсии: Официальные демоверсии ОГЭ демонстрируют, что математика представляет собой единый экзамен с комплексными заданиями.
  3. Приказы Министерства просвещения: «Министерство просвещения России и Рособрнадзор опубликовали проект приказа с утвержденным расписанием проведения Основного государственного экзамена (ОГЭ) в 2026 году» [https://www.ranepa.ru/blog/postuplenie-v-vuz/raspisanie-oge-daty-i-periody-provedeniya/].

Официальные материалы доступны на сайтах:


Практические рекомендации

Для учащихся 9 класса, проходящих пробные ОГЭ, следующие рекомендации:

  1. Понимайте интегративный характер математики: Подходите к подготовке как к изучению единого предмета, а не к трем отдельным дисциплинам.
  2. Используйте официальные материалы: Для подготовки используйте демоверсии и спецификации текущего года с официальных сайтов.
  3. Развивайте комплексное мышление: Решайте задачи, требующие знаний из разных разделов математики одновременно.
  4. Учитывайте систему оценивания: Помните, что задачи 20‑25 оцениваются в 2 балла, что делает их особенно важными для итоговой оценки.
  5. Консультируйтесь с учителями: При сомнениях в правильности оценивания обращайтесь к официальным документам или консультируйтесь с учителями.

Пробные экзамены проводятся в соответствии с организационными требованиями реального ОГЭ и позволяют «сделать точный и независимый срез знаний учащегося по каждому вопросу выбранного предмета, с указанием первичных баллов и баллов ОГЭ по спецификациям текущего года» [https://ege.psyliner.ru/].

Источники

  1. Структура ОГЭ 2024 по математике – ЁП Критерии выставления оценок
  2. ОГЭ по математике
  3. Задания ОГЭ по математике 2026: теория и практика
  4. Демоверсии, спецификации, кодификаторы – ФИПИ
  5. Открытый банк заданий ОГЭ
  6. Расписание ОГЭ 2026 – даты и периоды проведения экзаменов
  7. Пробные экзамены. Репетиционное тестирование
  8. Подготовка к ОГЭ по математике: что нужно знать

Заключение

  1. Единая оценка за всю математику является правомерной и соответствует официальной структуре ОГЭ, где математика представлена как единый предмет с несколькими разделами.
  2. Официальные документы подтверждают эту практику, так как ОГЭ по математике всегда проводился как комплексный экзамен, охватывающий алгебру, геометрию и теорию вероятностей.
  3. Для учащихся важно понимать, что пробные экзамены готовят к реальному формату, где все разделы математики объединены в одну оценку.
  4. При возникновении сомнений в правильности оценивания рекомендуется обращаться к официальным спецификациям и демоверсиям текущего года.
  5. Педагогическая целесообразность единой оценки подтверждается необходимостью развития комплексного математического мышления, требующего интеграции знаний из разных разделов математики.
Авторы
Проверено модерацией
Модерация