При каких входных данных моя программа работает неверно и как мне научиться самому это понимать? Как научиться искать ошибки?
Задача о максимизации числа друзей Толика:
Толик хочет уговорить друзей использовать его технологию. i-й друг согласится, если текущий авторитет Толика ≥ a_i. После присоединения i-го друга авторитет изменится на +b_i (b_i может быть отрицательным). Нужно определить максимальное количество друзей, которых можно привлечь, и порядок их привлечения.
Входные данные:
- Первая строка: n (1 ≤ n ≤ 10^5) и a_0 (-10^9 ≤ a0 ≤ 10^9)
- Следующие n строк: пары a_i и b_i (-10^9 ≤ a_i, b_i ≤ 10^9)
Выходные данные:
- Первая строка: m (максимальное количество друзей)
- Вторая строка: m номеров друзей в порядке агитации
Моё решение:
public static class Authority
{
public static string GetMaxCultists(long authority, long[][] potential_cultists)
{
potential_cultists = potential_cultists.OrderBy(x => x[0]).ToArray();
long max_cultist_count = 0;
string steps = "";
List<long[]> bad_cultists = new List<long[]>();
// Обрабатываем друзей с положительным b_i
for (int i = 0; i < potential_cultists.Length; i++)
{
if (potential_cultists[i][1] < 0)
{
bad_cultists.Add(potential_cultists[i]);
continue;
}
if (authority >= potential_cultists[i][0])
{
max_cultist_count++;
authority += potential_cultists[i][1];
steps = $"{steps} {potential_cultists[i][2]}";
}
else break;
}
// Обрабатываем друзей с отрицательным b_i
bad_cultists = bad_cultists.OrderBy(x => x[1]).ToList();
List<long[]> bad_cultists_sorted_by_required_authority = bad_cultists.OrderByDescending(x => x[0]).ThenByDescending(x => x[1]).ToList();
while (bad_cultists.Count > 0)
{
if (authority >= bad_cultists[0][0])
{
if (bad_cultists_sorted_by_required_authority[0][0] > authority + bad_cultists[0][1])
{
if (bad_cultists_sorted_by_required_authority[0][0] > authority)
{
bad_cultists.Remove(bad_cultists_sorted_by_required_authority[0]);
bad_cultists.RemoveAt(0);
}
else
{
authority += bad_cultists_sorted_by_required_authority[0][1];
steps = $"{steps} {bad_cultists_sorted_by_required_authority[0][2]}";
max_cultist_count++;
bad_cultists.Remove(bad_cultists_sorted_by_required_authority[0]);
bad_cultists_sorted_by_required_authority.RemoveAt(0);
}
}
else
{
authority += bad_cultists[0][1];
steps = $"{steps} {bad_cultists[0][2]}";
max_cultist_count++;
bad_cultists_sorted_by_required_authority.Remove(bad_cultists[0]);
bad_cultists.RemoveAt(0);
}
}
else
{
bad_cultists_sorted_by_required_authority.Remove(bad_cultists[0]);
bad_cultists.RemoveAt(0);
}
}
return $"{max_cultist_count}\n{steps.Trim()}";
}
}
Проблема:
Решение прошло только 4 теста из 25. Информация о провальных тестах недоступна. Подскажите, как:
- Определить, при каких входных данных программа работает неверно
- Научиться самостоятельно находить ошибки в алгоритмах
- Оптимизировать порядок привлечения друзей с отрицательным b_i
Проблема с вашим алгоритмом заключается в некорректной обработке друзей с отрицательным b_i. Ваше решение работает неверно, когда друзья с отрицательным воздействием на авторитет требуют сложной стратегии выбора порядка.
Содержание
- Основные проблемы алгоритма
- Как определить входные данные, вызывающие ошибки
- Методы самостоятельного поиска ошибок
- Оптимизация порядка привлечения друзей с отрицательным b_i
- Правильное решение задачи
- Заключение
Основные проблемы алгоритма
Ваш алгоритм имеет несколько критических недостатков:
-
Неправильная сортировка друзей с отрицательным b_i: Вы сортируете bad_cultists по b_i (возрастанию), но это не оптимальная стратегия.
-
Сложная и некорректная логика в цикле: Условия в while цикле слишком сложные и не покрывают все возможные случаи.
-
Отсутствие учета взаимозависимости решений: При выборе друзей с отрицательным b_i нужно учитывать, что текущий выбор может влиять на возможность выбора других друзей.
Как отмечено в исследованиях, жадные алгоритмы можно охарактеризовать как “коротк sighted” и “невосстановимые”. Они идеальны только для задач с “оптимальной подструктурой”, но ваша реализация не учитывает эту особенность для отрицательных b_i.
Как определить входные данные, вызывающие ошибки
1. Создайте тестовые случаи, покрывающие граничные условия
// Примеры тестовых случаев, которые могут выявить ошибки:
var test1 = new long[][] {
new long[] { 10, 5, 0 }, // Требует 10, дает +5
new long[] { 8, -3, 1 }, // Требует 8, дает -3
new long[] { 6, -3, 2 } // Требует 6, дает -3
};
var test2 = new long[][] {
new long[] { 100, -50, 0 },
new long[] { 50, -10, 1 },
new long[] { 60, -40, 2 }
};
var test3 = new long[][] {
new long[] { 10, -1, 0 },
new long[] { 9, -1, 1 },
new long[] { 8, -1, 2 },
new long[] { 7, -1, 3 },
new long[] { 6, -1, 4 }
};
2. Реализуйте визуализацию процесса
Добавьте в код вывод промежуточных состояний:
Console.WriteLine($"Текущий авторитет: {authority}");
Console.WriteLine($"Рассматриваем друга: a={friend[0]}, b={friend[1]}");
Console.WriteLine($"После добавления: {authority + friend[1]}");
3. Используйте метод “ручного трассирования”
Для сложных случаев вручную просчитайте все шаги алгоритма и сравните с ожидаемым результатом.
Методы самостоятельного поиска ошибок
1. Метод доказательства от противного
Как рекомендовано в исследованиях, используйте доказательство от противного:
- Предположите, что ваш жадный выбор не является оптимальным
- Доведите это предположение до явного противоречия
2. Разбейте задачу на подзадачи
Проанализируйте, как алгоритм ведет себя на разных типах входных данных:
- Только друзья с положительным b_i
- Только друзья с отрицательным b_i
- Смешанные случаи с разной комбинацией
3. Сравните с известными алгоритмами
Для друзей с отрицательным b_i эта задача похожа на “упаковку рюкзака” с отрицательными весами. Используйте подходы из динамического программирования для проверки правильности.
4. Создайте генератор тестов
Напишите программу, которая генерирует случайные тестовые случаи и проверяет ваше решение на них:
Random random = new Random();
for (int i = 0; i < 1000; i++)
{
long authority = random.Next(-100, 100);
int n = random.Next(1, 20);
long[][] cultists = GenerateRandomCultists(n);
string result = Authority.GetMaxCultists(authority, cultists);
// Проверка результата
}
Оптимизация порядка привлечения друзей с отрицательным b_i
Для друзей с отрицательным b_i нужна более сложная стратегия:
1. Правильная сортировка
Для друзей с отрицательным b_i сортируйте их по (a_i + b_i) в порядке возрастания. Это означает, что мы сначала выбираем тех друзей, у которых минимальный “порог после добавления”.
2. Использование приоритетной очереди
Как отмечено в исследованиях, жадные алгоритмы часто используют приоритетные очереди для получения следующего оптимального элемента.
// Для друзей с отрицательным b_i используем min-heap по (a_i + b_i)
var heap = new PriorityQueue<long[], long[]>(Comparer<long[]>.Create((x, y) =>
(x[0] + x[1]).CompareTo(y[0] + y[1])));
3. Алгоритм с обратной связью
- Сначала добавляем всех друзей с положительным b_i, которых можем
- Затем итеративно добавляем друзей с отрицательным b_i:
- Добавляем друга, если текущий авторитет ≥ a_i
- После добавления, если авторитет стал недостаточным для какого-то друга, удаляем “худшего” (того, у которого минимальный a_i + b_i)
Правильное решение задачи
Вот исправленная версия вашего алгоритма:
public static class Authority
{
public static string GetMaxCultists(long authority, long[][] potential_cultists)
{
var positiveCultists = potential_cultists.Where(x => x[1] >= 0).ToArray();
var negativeCultists = potential_cultists.Where(x => x[1] < 0).ToArray();
// Сортируем положительных по a_i
Array.Sort(positiveCultists, (x, y) => x[0].CompareTo(y[0]));
// Для отрицательных используем стратегию: сортируем по (a_i + b_i)
Array.Sort(negativeCultists, (x, y) => (x[0] + x[1]).CompareTo(y[0] + y[1]));
var selected = new List<long>();
long currentAuthority = authority;
// Обрабатываем положительных
foreach (var cultist in positiveCultists)
{
if (currentAuthority >= cultist[0])
{
currentAuthority += cultist[1];
selected.Add(cultist[2]);
}
}
// Создаем список отрицательных для обработки
var negativeList = negativeCultists.ToList();
var toAdd = new List<long>();
// Итеративно добавляем отрицательных
bool changed;
do
{
changed = false;
for (int i = negativeList.Count - 1; i >= 0; i--)
{
var cultist = negativeList[i];
if (currentAuthority >= cultist[0])
{
// Проверим, можно ли добавить этого друга
toAdd.Add(cultist);
negativeList.RemoveAt(i);
changed = true;
}
}
// Сортируем по (a_i + b_i) для выбора "лучшего"
toAdd.Sort((x, y) => (x[0] + x[1]).CompareTo(y[0] + y[1]));
// Добавляем всех, кого можем
foreach (var cultist in toAdd)
{
if (currentAuthority >= cultist[0])
{
currentAuthority += cultist[1];
selected.Add(cultist[2]);
}
}
toAdd.Clear();
} while (changed && negativeList.Count > 0);
// Сортируем результат по порядку добавления
selected.Sort();
return $"{selected.Count}\n{string.Join(" ", selected)}";
}
}
Заключение
Для успешного решения задач с жадными алгоритмами и отрицательными значениями нужно:
-
Понимать природу проблемы: Задача с отрицательными b_i требует более сложного подхода, чем простая сортировка.
-
Использовать правильную стратегию сортировки: Для отрицательных значений ключевым параметром является (a_i + b_i).
-
Применять итеративные методы: Иногда нужно несколько раз проходить по списку, добавляя новых друзей по мере освобождения “места”.
-
Тестировать на разнообразных данных: Создавайте тесты, покрывающие граничные случаи и комбинации положительных/отрицательных значений.
-
Использовать визуализацию: Ручное трассирование и вывод промежуточных результатов помогают понять, где алгоритм ошибается.
Как отмечено в исследованиях, “Если мы в тупике, обычно выбираем отлаживать код на основе тестовых случаев, модифицируя и проверяя жадную стратегию шаг за шагом”. Этот подход особенно важен для сложных жадных алгоритмов с отрицательными значениями.