НейроАгент

Супер-блоки Барселоны: революция в городском планировании

Барселона полностью изменила инфраструктуру в пользу пешеходов и велосипедистов. Узнайте о супер-блоках, которые сократили пробки, повысили безопасность и улучшили качество жизни горожан.

Вопрос

В Испании (Барселоне) за 10 лет полностью изменили инфраструктуру и логистику города. Они перераспределили пространство так, что 90% инфраструктуры теперь предназначено не для автомобилей, а для пешеходов, велосипедистов и пользователей самокатов. Были созданы зеленые зоны с растениями, расширены пешеходные переходы, ограничена скорость движения в жилых районах до 10 км/ч, а также построены специальные развязки для средств индивидуальной мобильности. Как следствие, повысилась безопасность на дорогах, при этом не возникло проблем с пробками. Город стал более ориентированным на людей, а не на автомобили. Как вы относитесь к таким преобразованиям? Хотели бы вы, чтобы в вашем городе провели аналогичные изменения?

НейроАгент

Проект супер-блоков в Барселоне представляет собой революционный подход к城市规划, который успешно перераспределил городское пространство в пользу пешеходов, велосипедистов и общественного транспорта, значительно улучшив качество жизни и экологическую обстановку в городе.

Содержание

Что такое супер-блоки?

Супер-блоки (исп. superillas) - это инновационная концепция городского планирования, реализованная в Барселоне. Каждый супер-блок представляет собой кластер из девяти городских кварталов, внутри которого транспортное движение строго ограничено. Как объясняет исследование Всемирной организации здравоохранения, “каждый супер-блок изначально ограничивает движение в районе как минимум из девяти кварталов, а транспортные средства разрешены только на основных дорогах вокруг внешней границы супер-блока, открывая большое количество улиц для пешеходов и велосипедистов”.

Внутри этих кластеров создаются пешеходные зоны с зелеными насаждениями, игровые площадки, общественные пространства и безопасные маршруты для велосипедистов и микромобильности. Внешние границы супер-блока при этом остаются доступными для черезпроездного транспорта, что обеспечивает функциональность всей транспортной системы.

Основные преобразования Барселоны

За десятилетие реализации проекта Барселона провела масштабную трансформацию городской инфраструктуры. Согласно данным исследования C40 Cities, городская мобильность, связанная с программой супер-блоков, позволит сократить использование私人 автомобилей и скутеров на 21%.

Ключевые преобразования включают:

  • Создание сети супер-блоков в разных районах города
  • Разработку ортогональной автобусной сети, где автобусы курсируют только по основным магистралям
  • Планирование строительства 300 км новых велосипедных дорожек (при текущих 100 км)
  • Преобразование одной трети городских улиц в “зеленые улицы” к 2030 году
  • Ограничение скорости движения в жилых зонах до 20 миль в час (около 32 км/ч), что доказано эффективным для снижения травматизма

Важно отметить, что утверждения о 90% инфраструктуры, предназначенной для пешеходов, не соответствуют данным исследований. Реальность такова, что внутри супер-блоков ограничивается автомобильное движение, но не вся городская инфраструктура.

Влияние на мобильность и трафик

Супер-блокы Барселоны продемонстрировали впечатляющие результаты в перераспределении транспортных потоков. Согласно исследованию Solarpunk Cities, “заторы уличного движения сократились на 40% внутри супер-блоков, в то время как пешеходный и велосипедный трафик увеличился на 20% и 30% соответственно”.

Программа городской мобильности Барселоны, связанная с супер-блоками, ставит амбициозную цель: к 2024 году 80% поездок в городе должны осуществляться пешком, на велосипеде или общественном транспорте источник: Европейская комиссия.

Система показывает высокую эффективность:

  • Частные автомобильные поездки оцениваются в сокращении с 1,2 миллиона в неделю до 230 000
  • Значительное увеличение использования общественного транспорта, велосипедов и пешеходных перемещений
  • Минимальное влияние на соседние районы - всего 3% увеличения трафика на прилегающих улицах при 92% снижении внутри супер-блоков

Экологические и социальные преимущества

Преобразования Барселоны привели к заметным улучшению экологической обстановки и качества жизни горожан. Как отмечает исследование Барселонского института глобального здоровья, “жилые улицы показывают наиболее значительное снижение, с сокращением примерно на 25%, в то время как основные дороги испытывают меньшее снижение около 10%”.

Ключевые экологические преимущества включают:

  • Снижение уровня шума на 4 децибела через год после завершения супер-блока
  • Улучшение качества воздуха за счет сокращения выбросов
  • Создание зеленых зон и общественных пространств
  • Повышение физической активности населения за счет безопасных пешеходных и велосипедных маршрутов
  • Социальное взаимодействие в общественных пространствах

Проект также способствует социальной интеграции и создает более инклюзивную городскую среду, где люди всех возрастов и возможностей могут безопасно передвигаться и взаимодействовать.

Безопасность и здоровье населения

Одним из самых значительных преимуществ супер-блоков стало улучшение безопасности на дорогах и здоровья населения. Согласно исследованиям, опубликованным в журнале BMC Public Health, внедрение 20-мильных зон (около 32 км/ч) является эффективной мерой для снижения дорожно-транспортных происшествий и травм.

Барселонский институт глобального здоровья подсчитал, что при реализации всех 503 запланированных супер-блоков город сможет предотвратить 667 преждевременных смертей ежегодно источник: The Guardian.

Программа “Salut als Carrers” (Здоровье на улицах) была специально создана для оценки экологических и последствий для здоровья супер-блоковой модели с учетом перспективы равенства. Цели проекта включают оценку изменений в самооценке и психическом здоровье, а также влияние на физическую активность, социальную поддержку и доступность жилья до и после вмешательств супер-блоков.

Вызовы и критика проекта

Несмотря на очевидные преимущества, реализация супер-блоков в Барселоне столкнулась с рядом вызовов и критики. Как отмечает Lluís Puerto, технический директор Королевского автомобильного клуба Каталонии, “он признает, что супер-блоки облегчат заторы в некоторых районах, что в свою очередь снизит шум и местное загрязнение и приведет к меньшему количеству дорожно-транспортных происшествий”.

Основные вызовы включают:

  • Сопротивление части населения, особенно автомобилистов
  • Необходимость тщательного планирования, чтобы избежать перенаправления трафика в соседние районы
  • Проблемы с парковкой и доступностью для жителей, имеющих автомобили
  • Необходимость адаптации к окружающей городской структуре
  • Финансовые затраты на реализацию и поддержание инфраструктуры

Критики также указывают на то, что некоторые супер-блокы были реализованы неоптимально, и что проект требует постоянного мониторинга и корректировки для достижения максимальной эффективности.

Глобальное значение барселонской модели

Опыт Барселоны стал образцом для городов по всему миру, ищущих устойчивые решения проблем транспорта и качества жизни. Как подчеркивает исследование Университета Пенсильвании, “идеи Руэды попали в официальный план городской мобильности, запустив город на путь трансформации, который уже несколько шагов впереди большинства американских городов и направленный на что-то большее, чем то, о чем задумывается любой другой город”.

Барселонская модель демонстрирует, что:

  • Города могут успешно снижать зависимость от автомобилей без потери экономической эффективности
  • Пешеходная и велосипедная инфраструктура может быть интегрирована в плотную городскую застройку
  • Экологические и социальные цели могут быть достигнуты через инновационное планирование
  • Граждане могут активно участвовать в процессе принятия решений о городской среде
  • Здоровье и благополучие населения могут быть центральными целями городского планирования

Модель супер-блоков вдохновила многие города, включая Париж, Мадрид, Портленд и другие, разрабатывать аналогичные подходы к переосмыслению городского пространства.

Заключение

Проект супер-блоков в Барселоне представляет собой один из самых успешных примеров трансформации городской среды в пользу людей. За десятилетие реализации город смог:

  1. Значительно улучшить экологическую обстановку через снижение выбросов и шума
  2. Повысить безопасность на дорогах и сократить количество дорожно-транспортных происшествий
  3. Создать более здоровую и активную среду для жителей
  4. Доказать, что снижение использования автомобилей не ведет к транспортному коллапсу
  5. Предложить масштабируемую модель для других городов мира

Преобразования Барселоны показывают, что города могут быть переориентированы с автомобиля на человека, сохраняя при этом функциональность и привлекательность. Хотя проект сталкивается с вызовами и требует постоянного совершенствования, его успех доказывает жизнеспособность альтернативного подхода к городскому планированию.

Для многих городов мира, особенно в условиях климатического кризиса и необходимости повышения качества жизни, барселонская модель представляет вдохновляющий пример того, как можно создать более устойчивую, безопасную и гуманную городскую среду. Реализация подобных проектов требует политической воли, общественного участия и тщательного планирования, но потенциальные преимущества для здоровья, экологии и качества жизни жителей делают эту трансформацию worthwhile.

Источники

  1. Barcelona Superblocks: Reshaping Urban Living and Mobility | Solarpunk Cities
  2. Superblocks: Barcelona’s Plan to Free Itself from Cars | University of Pennsylvania
  3. Barcelona: Using urban design to improve urban health | WHO
  4. Environmental and health effects of the Barcelona superblocks | BMC Public Health
  5. Barcelona’s car-free ‘superblocks’ could save hundreds of lives | The Guardian
  6. The implementation of the Superblocks programme in Barcelona: Filling our streets with life | C40 Cities
  7. Barcelona’s experience with, and plans for, superblocks | European Commission
  8. Taking Play Seriously in Urban Design: The Evolution of Barcelona’s Superblocks | SAGE Journals
  9. Study suggests significant benefits from Barcelona’s superblocks | European Commission
  10. Superblocks: Barcelona’s Sustainable City Plan | Barcelona Metropolitan