НейроАгент

Сохраняет силу законы нелегитимной власти? Полный анализ

Анализ сохранения обязательной силы законодательства нелегитимной власти. Рассматриваем правопреемство, исторические примеры и факторы признания законов.

Сохраняет ли свою обязательную силу законодательство, принятое нелегитимной властью, особенно если эта власть ранее обладала легитимностью?

НейроАгент

Законодательство, принятое нелегитимной властью, может сохранять свою обязательную силу в определенных условиях, особенно при наличии правопреемства и стремления к стабильности правовой системы, даже если эта власть ранее обладала легитимностью. Обязательная сила законодательства зависит не только от легитимности власти, принявшего его, но и от юридических механизмов правопреемства, признания новым режимом и практической необходимости поддержания правовой непрерывности.

Содержание

Основные понятия: легитимность и легальность

Легитимность и легальность представляют собой два различных, хотя и связанных, аспекта государственной власти. Легитимность характеризуется как “добровольное признание обществом права политической элиты на принятие решений” [1], в то время как легальность означает соответствие власти установленным юридическим процедурам и формальным требованиям.

Легитимность должна обеспечить согласие без принуждения, повиновение, а в случаях, когда оно не достигается – оправдать применение силы и принуждения [2].

Власть может быть:

  • Легальной и легитимной (например, после свободных выборов)
  • Легальной, но нелегитимной (например, колониальные администрации)
  • Нелегальной, но легитимной (например, революционные правительства)
  • Нелегальной и нелегитимной (например, криминальные структуры)

Как отмечает [Большая российская энциклопедия], данные принципы увязывают осуществление власти с волей суверена (народа или монарха), соблюдением фундаментальных законов и прав граждан, нарушение которых ведет к объявлению власти нелегитимной – тиранической [3].


Сохранение обязательной силы законодательства нелегитимной власти

Законодательство, принятое нелегитимной властью, может сохранять обязательную силу по нескольким причинам:

1. Принцип правовой непрерывности

Новый режим, даже пришедший к власти нелегитимным путем, часто сталкивается с необходимостью сохранить работоспособность государственного аппарата. В таких обстоятельствах прежние законы продолжают действовать до их явного отмены или замены.

Власть, имеющая нелегитимный характер, но обладающая легальностью, сохраняет свою обязательную силу. Легитимная, но не легальная власть как бы получает полномочия от народа на то, чтобы сделать жизнь лучше, а уже потом устанавливает законы [4].

2. Де-факто признание

Население и другие государственные органы могут продолжать соблюдать законы нелегитимной власти из практических соображений, даже если не признают ее легитимность. Это создает ситуацию, когда законы сохраняют обязательную силу де-факто.

3. Международное признание

Международное сообщество может продолжать признавать обязательную силу законодательства нелегитимной власти, особенно если эта власть ранее обладала легитимностью и установившиеся международные отношения основывались на ее законах.


Правопреемство и непрерывность правовой системы

Правопреемство играет ключевую роль в определении судьбы законодательства нелегитимной власти. Исторический пример Временного правительства России после Февральской революции 1917 года хорошо иллюстрирует эту проблему:

Был создан Временный комитет Государственной думы с очень скромными полномочиями: “для водворения порядка в столице и для сношения с лицами и учреждениями”. Стремительное развитие событий и напор революционных масс заставил думцев сделать и следующий шаг: 1 марта было образовано Временное правительство. Да, они уже назвали себя правительством, но их мучал вопрос: а как же быть с его легальностью, с правопреемством [5].

Виды правопреемства:

  1. Революционное правопреемство - новое правительство не признает обязательную силу законодательства предыдущего режима
  2. Конституционное правопреемство - новый режим признает законы предыдущего, соответствующие новой конституции
  3. Континуистское правопреемство - сохраняется непрерывность правовой системы с минимальными изменениями

Как отмечает [cyberleninka.ru], “в одних политических системах власть может быть легальной и нелегитимной, как, например, при правлении метрополий в колониальных государствах, в других – легитимной, но нелегальной, как, скажем, после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения, в третьих – и легальной, и легитимной” [6].


Исторические примеры

Пример 1: Колониальные администрации

Колониальные власти часто были легальными с точки зрения метрополии, но нелегитимными с точки зрения местного населения. Тем не менее, их законодательство сохраняло обязательную силу на территории колоний.

Пример 2: Революционные правительства

После революционных переворотов новые правительства, даже нелегальные с точки зрения старого законодательства, часто рассматриваются как легитимные со стороны населения. Они могут как отменять, так и сохранять действие прежних законов.

Если революция побеждает, учреждается новая власть, которая утверждает себя как волю народа (или ссылается на Божественную волю), как высшую справедливость и высшую легитимность, то предшествующая власть определяется как нелегитимная, хотя там все было по закону [7].

Пример 3: Постсоветское пространство

После распада СССР многие новые государства столкнулись с проблемой определения судьбы законодательства советского периода. Часть законов была сохранена, часть отменена, а часть изменена в соответствии с новыми конституциями.


Теоретические подходы к решению проблемы

1. Теория легального порядка

Согласно этой теории, обязательная сила законодательства зависит от его соответствия формальным юридическим процедурам, независимо от легитимности власти.

2. Теория легитимного порядка

Эта теория утверждает, что законодательство сохраняет обязательную силу только в том случае, если оно соответствует общепринятым нормам и ценностям общества.

3. Теория компромисса

На практике многие политические системы используют компромиссный подход, сочетающий формальную легальность с признанием легитимности.

Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны. Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий (легитимация) [1].


Факторы, влияющие на признание законодательства

1. Стабильность и предсказуемость

Законодательство нелегитимной власти сохраняет обязательную силу, если обеспечивает стабильность и предсказуемость правовых отношений.

2. Защита прав граждан

Законы, защищающие права граждан, с большей вероятностью будут сохранены новым режимом.

3. Международные обязательства

Законодательство, связывающее страну с международными обязательствами, часто сохраняет силу даже после смены власти.

4. Эффективность и практическая необходимость

Законы, которые доказали свою эффективность и решают практические задачи, с меньшей вероятностью будут отменены.

Выполнение обязательных правил поведения, установленных властью, обеспечивается силовым, принудительным путем, если население не признает эту власть [8].


Заключение

  1. Законодательство нелегитимной власти может сохранять обязательную силу при наличии правопреемства, стремления к стабильности и практической необходимости поддержания правовой непрерывности.

  2. Легитимность власти не является единственным фактором, определяющим судьбу законодательства – важны также юридические механизмы, международное признание и практическая эффективность законов.

  3. Исторические примеры показывают, что даже радикальные изменения политического режима часто сохраняют значительную часть прежнего законодательства в интересах стабильности.

  4. Вопрос о признании законодательства нелегитимной власти решается на основе компромисса между формальной юридической логикой и политической реальностью.

  5. Будущее исследования в этой области должны учитывать растущее значение международного права и глобализации, которые все больше влияют на национальные системы правопреемства.

Источники

  1. Легитимность — Википедия
  2. Легитимность и легальность государственной власти: определение понятий
  3. Теория легитимности. Большая российская энциклопедия
  4. 4. Соотношение легитимности и легальности власти
  5. О легитимности и легальности власти. Исторические расследования РАПСИ
  6. Легитимность и легальность государственной власти кратко
  7. Интервью Александра Филиппова сайту «Русская idea»
  8. Легитимность государственной власти: теория и реальность