Другое

Единичное тестирование многоэтапных полиморфных классов с std::variant

Узнайте, как проводить единичное тестирование многоэтапных функций-членов в полиморфных классах с использованием std::variant. Извлекайте этапы независимо, сохраняя полиморфное поведение с помощью std::visit. Улучшите тестируемость и отладку.

Как выполнять модульное тестирование многоэтапных функций-членов в полиморфных классах, используемых с std::variant?

У меня есть три класса процессора, которые разделяют общий интерфейс для полиморфного поведения с использованием std::variant и std::visit. Каждый процессор имеет функцию-член processData(), которая внутренне состоит из нескольких зависимых этапов.

cpp
template<typename T>
class Processor1 {
private:
    std::vector<T> data;
    std::vector<T> intermediate1;
    std::vector<T> result;
    
public:
    Processor1(std::vector<T> input) : data(input) { /*...*/ }
    
    // Большая функция с несколькими зависимыми этапами
    std::vector<T> processData() {
        
        for (size_t i = 0; i < data.size(); ++i) {
            intermediate1[i] = data[i] / 100;
        }
        
        for (size_t i = 0; i < intermediate1.size(); ++i) {
            result[i] = intermediate1[i] * intermediate1[i];
        }
        
        // ... еще этапы
        
        return result;
    }
};

// Аналогичная структура для Processor2 и Processor3
class Processor2 { /*...*/ };
class Processor3 { /*...*/ };

Использование с std::variant

cpp
std::vector<std::variant<Processor1<double>, 
                         Processor2<double>, 
                         Processor3<double>>> processors;
    
for (auto& p : processors) {
    std::visit([](auto& processor) {
        processor.processData();
    }, p);
}

Проблема:

Я хочу написать модульные тесты для каждого этапа processData() независимо, а не тестировать весь конвейер как одну монолитную функцию. Однако processData() является общим интерфейсом, требуемым для полиморфного поведения.

Вопросы:

  1. Могу ли я рефакторить processData(), извлекая каждый этап в отдельные функции-члены, не нарушая полиморфный интерфейс?
  2. Влияет ли извлечение этапов в отдельные функции на полиморфное использование с std::variant и std::visit?

Единичное тестирование многоэтапных функций-членов в полиморфных классах с использованием std::variant абсолютно достижимо путем извлечения каждого этапа в отдельные функции-члены при сохранении полиморфного интерфейса. Механизм std::visit работает идеально с отдельными функциями-членами, позволяя тестировать каждый этап независимо, не нарушая полиморфное поведение.

Содержание

Понимание проблемы

Основная проблема, с которой вы сталкиваетесь, является распространенной в разработке на C++: вам необходимо поддерживать полиморфный интерфейс для гибкости во время выполнения, при этом обеспечивая детальное единичное тестирование отдельных этапов обработки. Как упоминается в обсуждении на Stack Overflow, тестирование монолитных функций processData() становится проблематичным, когда они содержат несколько взаимозависимых этапов.

Когда одна функция processData() содержит 25 этапов и не работает, отладка становится чрезвычайно сложной, так как необходимо изолировать ошибку среди всех взаимосвязанных этапов. Именно здесь извлечение отдельных этапов становится как необходимостью для тестирования, так и улучшением дизайна.


Решение: Извлечение этапов в отдельные функции

Да, вы можете абсолютно точно рефакторить функцию processData(), извлекая каждый этап в отдельные функции-члены, не нарушая полиморфный интерфейс. Вот как подойти к этому:

Подход к извлечению этапов

cpp
template<typename T>
class Processor1 {
private:
    std::vector<T> data;
    std::vector<T> intermediate1;
    std::vector<T> intermediate2;
    std::vector<T> result;
    
public:
    Processor1(std::vector<T> input) : data(input) { /*...*/ }
    
    // Отдельные функции этапов
    std::vector<T> stage1() {
        intermediate1.resize(data.size());
        for (size_t i = 0; i < data.size(); ++i) {
            intermediate1[i] = data[i] / 100;
        }
        return intermediate1;
    }
    
    std::vector<T> stage2() {
        intermediate2.resize(intermediate1.size());
        for (size_t i = 0; i < intermediate1.size(); ++i) {
            intermediate2[i] = intermediate1[i] * intermediate1[i];
        }
        return intermediate2;
    }
    
    // ... еще отдельные функции этапов
    
    // Оригинальный интерфейс для обратной совместимости
    std::vector<T> processData() {
        stage1();
        stage2();
        // ... вызов всех этапов
        return result;
    }
};

Преимущества этого подхода

  1. Независимое тестирование: Каждый этап может быть протестирован в изоляции
  2. Лучшая отладка: Когда этап не работает, вы точно знаете, где проблема
  3. Гибкость: Этапы могут вызываться по отдельности или как часть полного конвейера
  4. Повторное использование: Отдельные этапы могут быть использованы повторно в разных контекстах

Сохранение полиморфного интерфейса

Полиморфное использование с std::variant и std::visit остается совершенно неизменным при извлечении этапов в отдельные функции. Как показано в исследованиях, std::visit идеально работает с отдельными функциями-членами.

Полиморфное использование остается без изменений

cpp
std::vector<std::variant<Processor1<double>, 
                         Processor2<double>, 
                         Processor3<double>>> processors;
    
for (auto& p : processors) {
    std::visit([](auto& processor) {
        processor.processData();  // Все еще работает идеально
    }, p);
}

Почему это работает

Статья на C++ Stories объясняет, что с std::variant можно поддерживать полиморфное поведение, имея отдельные функции. Механизм std::visit не заботится о том, вызываете вы один метод или сложную функцию processData() - он просто вызывает функцию-член для активного типа variant.

Вы даже можете расширить это для вызова отдельных этапов полиморфно:

cpp
void processAllStages(std::vector<std::variant<Processor1<double>, 
                                             Processor2<double>, 
                                             Processor3<double>>>& processors) {
    for (auto& p : processors) {
        std::visit([](auto& processor) {
            processor.stage1();
            processor.stage2();
            // ... вызов отдельных этапов
        }, p);
    }
}

Стратегии тестирования

С этапами, извлеченными в отдельные функции, у вас теперь есть несколько подходов к тестированию:

1. Прямое тестирование этапов

Тестирование каждой функции этапа напрямую:

cpp
TEST(Processor1Test, Stage1) {
    std::vector<double> input = {100.0, 200.0, 300.0};
    Processor1<double> processor(input);
    
    auto result = processor.stage1();
    EXPECT_EQ(result[0], 1.0);  // 100/100
    EXPECT_EQ(result[1], 2.0);  // 200/100
    EXPECT_EQ(result[2], 3.0);  // 300/100
}

2. Тестирование конвейера

Тестирование полной функции processData() для обеспечения совместной работы этапов:

cpp
TEST(Processor1Test, CompletePipeline) {
    std::vector<double> input = {100.0, 200.0, 300.0};
    Processor1<double> processor(input);
    
    auto result = processor.processData();
    // Проверка конечного результата после всех этапов
}

3. Тестирование с моками

Для более сложных сценариев вы можете создавать мок-процессоры, реализующие тот же интерфейс:

cpp
template<typename T>
class MockProcessor1 {
public:
    std::vector<T> stage1() {
        // Возврат предсказуемых тестовых данных
        return {1.0, 2.0, 3.0};
    }
    
    std::vector<T> stage2() {
        // Возврат предсказуемых тестовых данных
        return {1.0, 4.0, 9.0};
    }
    
    std::vector<T> processData() {
        auto stage1_result = stage1();
        auto stage2_result = stage2();
        return stage2_result;  // упрощено
    }
};

Примеры реализации

Полный пример рефакторинга

Вот полный пример, показывающий, как рефакторить ваш исходный код:

cpp
template<typename T>
class RefactoredProcessor {
private:
    std::vector<T> data;
    std::vector<T> intermediate_results;
    std::vector<T> final_result;
    
public:
    RefactoredProcessor(std::vector<T> input) : data(input) {}
    
    // Этап 1: Нормализация данных
    std::vector<T> normalizeData() {
        intermediate_results.resize(data.size());
        for (size_t i = 0; i < data.size(); ++i) {
            intermediate_results[i] = data[i] / 100.0;
        }
        return intermediate_results;
    }
    
    // Этап 2: Преобразование
    std::vector<T> transformData() {
        std::vector<T> temp(intermediate_results.size());
        for (size_t i = 0; i < intermediate_results.size(); ++i) {
            temp[i] = intermediate_results[i] * intermediate_results[i];
        }
        intermediate_results = temp;
        return intermediate_results;
    }
    
    // Этап 3: Финальная обработка
    std::vector<T> finalizeProcessing() {
        final_result = intermediate_results;  // упрощенный пример
        return final_result;
    }
    
    // Оригинальный интерфейс для совместимости
    std::vector<T> processData() {
        normalizeData();
        transformData();
        finalizeProcessing();
        return final_result;
    }
};

Полиморфное использование на основе variant

cpp
std::vector<std::variant<RefactoredProcessor<double>, 
                         RefactoredProcessor<float>>> processors;

// Инициализация процессоров
processors.emplace_back(RefactoredProcessor<double>({100.0, 200.0}));
processors.emplace_back(RefactoredProcessor<float>({100.0f, 200.0f}));

// Обработка всех этапов для каждого процессора
for (auto& p : processors) {
    std::visit([](auto& processor) {
        auto result1 = processor.normalizeData();
        auto result2 = processor.transformData();
        auto result3 = processor.finalizeProcessing();
        
        // Тестирование промежуточных результатов при необходимости
    }, p);
}

// Или использование оригинального интерфейса
for (auto& p : processors) {
    std::visit([](auto& processor) {
        auto final_result = processor.processData();
    }, p);
}

Лучшие практики

1. Поддержание согласованности состояния

При извлечении этапов будьте осторожны с управлением внутренним состоянием. Каждый этап должен либо:

  • Возвращать свой результат и оставлять внутреннее состояние неизменным
  • Обновлять внутреннее состояние предсказуемым образом
  • Иметь четкую документацию о зависимостях состояния

2. Добавление валидации

Рассмотрите возможность добавления валидации для обеспечения правильного порядка вызова этапов:

cpp
template<typename T>
class ValidatedProcessor {
private:
    bool stage1_called = false;
    bool stage2_called = false;
    
public:
    std::vector<T> stage2() {
        if (!stage1_called) {
            throw std::runtime_error("stage1 must be called before stage2");
        }
        stage2_called = true;
        // ... реализация
    }
};

3. Рассмотрите неизменяемый дизайн

Для лучшей тестируемости рассмотрите возможность сделать этапы работающими с входными параметрами, а не с внутренним состоянием:

cpp
std::vector<T> stage1(const std::vector<T>& input) {
    std::vector<T> result(input.size());
    for (size_t i = 0; i < input.size(); ++i) {
        result[i] = input[i] / 100.0;
    }
    return result;
}

std::vector<T> stage2(const std::vector<T>& input) {
    std::vector<T> result(input.size());
    for (size_t i = 0; i < input.size(); ++i) {
        result[i] = input[i] * input[i];
    }
    return result;
}

4. Использование type traits для безопасности

Добавьте проверки времени компиляции для обеспечения наличия в variant допустимых типов процессоров:

cpp
template<typename... ProcessorTypes>
void processVariants(std::vector<std::variant<ProcessorTypes...>>& processors) {
    static_assert((std::is_same_v<ProcessorTypes, BaseProcessor<double>> || ...), 
                  "All processors must be compatible");
    
    for (auto& p : processors) {
        std::visit([](auto& processor) {
            processor.processData();
        }, p);
    }
}

Заключение

Единичное тестирование многоэтапных функций-членов в полиморфных классах с использованием std::variant не только возможно, но и настоятельно рекомендуется. Извлекая этапы в отдельные функции, вы получаете:

  1. Независимую тестируемость: Каждый этап может быть протестирован в изоляции, что делает отладку намного проще
  2. Сохраненный полиморфизм: Интерфейс std::visit и std::variant работает без изменений с отдельными функциями-членами
  3. Лучший дизайн: Разделение ответственности приводит к более чистому и поддерживаемому коду
  4. Гибкость: Вы можете вызывать отдельные этапы или полный конвейер по необходимости

Ключевая идея из исследований заключается в том, что std::variant и std::visit обеспечивают полиморфизм времени компиляции, который не требует объединения всей функциональности в один метод. Вы можете получить лучшее из двух миров: полиморфное поведение для гибкости во время выполнения и детальное тестирование для повышения качества кода.

Для реализации начните с извлечения ваших этапов по одному, обеспечивая правильное управление состоянием. Затем постепенно мигрируйте ваши тесты для фокусировки на отдельных этапах, сохраняя интеграционные тесты для полного конвейера.

Источники

  1. How to Unit Test Multi-Stage Member Functions in Polymorphic Classes Used with std::variant? - Stack Overflow
  2. Runtime Polymorphism with std::variant and std::visit - C++ Stories
  3. Another polymorphism | Andrzej’s C++ blog
  4. C++ legacy inheritance vs CRTP + std::variant · GitHub
  5. Classically polymorphic visit replaces some uses of dynamic_cast – Arthur O’Dwyer
  6. Using C++17: std::variant for static polymorphism
  7. Inheritance vs std::variant
Авторы
Проверено модерацией
Модерация