Здоровье

Болит живот и тошнит перед школой — что делать родителям?

Что делать, если болит живот и тошнит перед школой: как оказать первую помощь, когда можно идти в школу, а когда срочно остаться дома и обратиться к врачу.

Что делать, если болит живот и тошнит, а нужно идти в школу?

Если у вас болит живот и тошнит перед школой, сначала оцените тяжесть симптомов. При легком дискомфорте можно принять спазмолитик, выпить теплого чая и пойти в школу, но при сильной боли или рвоте лучше остаться дома и обратиться к врачу. Не игнорируйте опасные признаки вроде высокой температуры или боли в правом боку, которые могут указывать на серьезные проблемы вроде аппендицита.

Содержание

Основные причины боли в животе и тошноты у школьников

Боль в животе и тошнота у школьников могут возникать по множеству причин. Наиболее распространенными являются пищевые отравления и кишечные инфекции, особенно если ребенок ест в школьной столовой или берет еду с собой. Бактерии или вирусы, попадающие в организм с некачественной пищей, вызывают воспаление слизистой желудочно-кишечного тракта, что проявляется тошнотой, болью и иногда рвотой.

Другой частой причиной является стресс и эмоциональное напряжение, связанные с учебой. Как отмечает SM Doctor, “сильный стресс (первый учебный год, экзамены, «сильный учитель») может вызывать рвоту, диарею, запоры”. Этот механизм известен как психосоматика, когда эмоциональное состояние проявляется физическими симптомами.

Функциональные расстройства пищеварения также могут вызывать подобные симптомы. У некоторых детей наблюдается повышенная чувствительность желудочно-кишечного тракта, которая проявляется при употреблении определенных продуктов или при изменении привычного режима питания.

Типичные пищевые триггеры

Школьная столовая часто становится источником проблем с ЖКТ. Как указывает Pravmir, “проблема питания в школьных столовых – 70 % детей испытывают стресс от «школьного меню» (срочный режим, «пакетная» еда, отсутствие выбора)”.

Наиболее частые провоцирующие продукты:

  • Жирная и жареная пища
  • Молочные продукты при непереносимости лактозы
  • Газированные напитки
  • Сладости и выпечка
  • Острое и пряное

Инфекции и отравления

Кишечные инфекции и пищевые отравления требуют особого внимания. Как объясняет Clean Clinic, “при пищевом отравлении: бактерии/токсины размножаются в пище и выделяют токсины, симптомы: тошнота, рвота, боль в животе, диарея, иногда повышение температуры, признаки обезвоживания”.

Как оценить тяжесть симптомов: Когда можно идти в школу

Оценка тяжести симптомов - ключевой момент при решении вопроса о посещении школы. Не всегда боль в животе и тошнота являются поводом для пропуска занятий, но важно правильно определить, когда можно идти в школу, а когда лучше остаться дома.

Легкие симптомы, которые обычно не требуют пропуска школы:

  • Слабая или умеренная боль в животе, которая не усиливается
  • Периодическая тошнота без рвоты
  • Хороший аппетит или умеренное его снижение
  • Нормальная температура тела
  • Отсутствие других тревожных признаков

Как рекомендует SM Doctor, “если боль умеренная, но есть тошнота – можно рассмотреть возможность отложить посещение школы, но при отсутствии опасных признаков ребёнок может идти, только после консультации с врачом”.

При легком дискомфорте можно принять спазмолитик (но-шпа, дротаверин) и выпить теплого чая. Если симптомы проходят в течение 30-60 минут и не возвращаются, можно идти в школу.

Опасные симптомы, требующие немедленного визита к врачу

Существуют “красные флаги”, при которых ни в коем случае нельзя идти в школу:

  • Сильная, резкая боль в животе, особенно в области пупка или справа внизу
  • Повторяющаяся рвота
  • Высокая температура (выше 38,5°C)
  • Понос с кровью или слизью
  • Сильная слабость и головокружение
  • Бледность кожи, холодный пот

Как предупреждает Lit Baby, “при наличии таких признаков ребенка нужно срочно доставить в больницу. Гастроэнтерит (кишечная инфекция) начинается с тошноты, рвоты, боли в животе, диареи. Аппендицит: потеря аппетита, тошнота, слабость, лёгкая температура, боль вокруг пупка, затем усиливается и локализуется в правом нижнем квадранте”.

Шкала оценки симптомов для принятия решения

Чтобы упростить оценку состояния ребенка, можно использовать простую шкалу:

Симптом 0 баллов (можно идти) 1 балл (консультация с врачом) 2 балла (остаться дома)
Боль в животе Слабая, периодическая Умеренная, постоянная Сильная, резкая
Тошнота Отсутствует Периодическая, без рвоты Частая, с рвотой
Температура Нормальная До 38°C Выше 38°C
Аппетит Нормальный Снижен Отсутствует
Общее состояние Хорошее Умеренное слабость Сильная слабость

Если сумма баллов 0-1, можно идти в школу после облегчения симптомов. При 2-3 баллах - лучше остаться дома и наблюдать. При 4-6 баллах - необходимо обратиться к врачу.

Первая помощь при боли в животе и тошноте

При возникновении боли в животе и тошноты перед школой важно правильно оказать первую помощь, чтобы облегчить состояние и принять решение о посещении занятий.

Немедленные действия

  1. Отдых: Позвольте телу отдохнуть. Лягте в постель или удобно расположитесь на диване, приняв полусидячее положение. Это снижает давление на внутренние органы и уменьшает тошноту.

  2. Тепло: Приложите к животу грелку с теплой водой (не горячей!) или теплую пеленку. Тепло помогает расслабить мышцы брюшной стенки и уменьшает спазмы. Однако при подозрении на аппендицит тепло применять нельзя!

  3. Жидкость: Начинайте пить небольшими порциями. Лучше всего подходят:

    • Теплая вода
    • Регидратационные растворы (Регидрон, Гидровит)
    • Травяные чаи (ромашка, мята)
    • Не крепкий черный или зеленый чай

Как рекомендует Clean Clinic, “что делать: пить жидкость в больших объёмах, но не просто воду. Используйте растворы для пероральной регидратации (ORS)”.

  1. Исключение пищи: В первые 1-2 часа при тошноте лучше не есть. Если рвота отсутствует и тошнота уменьшается, можно начать с легкой пищи: сухарики, рисовая каша на воде, печеные яблоки.

Прием лекарств

При легкой боли можно принять безрецептурные препараты:

  • Спазмолитики: Но-шпа, Дротаверин, Спазмалгон - снимают спазмы гладкой мускулатуры
  • Противорвотные: Церукал, Метоклопрамид - при сильной тошноте
  • Сорбенты: Энтеросгель, Полисорб, активированный уголь - при подозрении на пищевое отравление

Важно! Перед приемом любых лекарств, особенно для детей, необходимо проконсультироваться с врачом или фармацевтом. Некоторые препараты имеют возрастные ограничения и противопоказания.

Что нельзя делать

  • Не принимайте обезболивающие при подозрении на аппендицит или другую острую хирургическую патологию, так как это может смазать клиническую картину
  • Не ставьте клизмы и не принимайте слабительные без назначения врача
  • Не ешьте тяжелую пищу в первые часы после приступа
  • Не пейте газированные напитки и кофеин
  • Не игнорируйте ухудшение состояния даже если изначально симптомы были легкими

Когда обязательно остаться дома и обратиться к врачу

Существуют ситуации, при которых боль в животе и тошнота являются не просто временным дискомфортом, а признаком серьезного заболевания, требующего немедленного медицинского вмешательства. В таких случаях посещение школы категорически противопоказано.

Срочные состояния, требующие вызова скорой помощи

  1. Подозрение на аппендицит: Классические симптомы:

    • Боль начинается вокруг пупка, затем смещается в правый нижний угол живота
    • Боль усиливается при движении, кашле, надавливании
    • Тошнота и рвота
    • Повышение температуры
    • Потеря аппетита

    Как предупреждает Lit Baby, “аппендицит: боль вокруг пупка, затем усиливается и локализуется в правом нижнем квадранте, боль усиливается при движении. Срочно обратиться в больницу (скорую помощь). Не принимать обезболивающие, не ставить клизмы”.

  2. Кишечная инфекция с признаками обезвоживания:

    • Многочисленные рвоты и понос (более 5-6 раз в сутки)
    • Сильная жажда, сухость во рту
    • Мочеиспускание редкое, темной мочи
    • Слабость, головокружение
    • Снижение тургора кожи (кожа медленно возвращается в исходное состояние при защипывании)
  3. Пищевое отравление с тяжелым течением:

    • Сильная боль в животе
    • Неукротимая рвота
    • Сильная слабость
    • Повышение температуры
    • Темная или кровянистая рвота, стул с кровью
  4. Другие острые состояния:

    • Сильная головная боль с рвотой (может указывать на менингит или повышение внутричерепного давления)
    • Боль в животе с желтухой (желтушность кожи и склер)
    • Абдоминальная мигрень (сильная боль, часто сопровождающаяся тошнотой и рвотой)

Признаки, требующие консультации врача в течение дня

Даже если состояние не экстренное, но есть следующие симптомы, необходимо посетить врача в тот же день:

  • Боль в животе, продолжающаяся более 6-8 часов
  • Повышение температуры выше 38°C
  • Рвота, продолжающаяся более 24 часов
  • Понос с кровью или слизью
  • Потеря веса
  • Боль в животе, которая не снимается спазмолитиками
  • Появление новых или усиление существующих симптомов

Когда можно наблюдать дома

В некоторых случаях при легком течении можно остаться дома и наблюдать за состоянием:

  • Легкая, непродолжительная боль в животе
  • Периодическая тошнота без рвоты
  • Нормальная температура
  • Хороший аппетит или умеренное его снижение
  • Отсутствие других тревожных признаков

В этом случае необходимо обеспечить покой, обильное питье и легкоусвояемую пищу. Если в течение 12-24 часов состояние не улучшается, необходимо обратиться к врачу.

Психосоматические причины: Как стресс влияет на самочувствие

Не всегда боль в животе и тошнота имеют чисто физическую природу. У школьников, особенно в период адаптации, экзаменов или конфликтных ситуаций, эти симптомы часто являются психосоматической реакцией на эмоциональный стресс.

Механизм психосоматики

Как объясняет Mel, “первая возможная причина такого поведения подростка – психосоматические проявления эмоционального дискомфорта в школе. Ребёнок может переживать конфликт со сверстниками или учителем. Тревога, печаль, раздражение могут проявляться в телесных симптомах – боли в животе, расстройства стула, тошнота, головные боли, мышечные спазмы”.

Механизм заключается в тесной связи между центральной нервной системой и желудочно-кишечным трактом. При стрессе активируется симпатическая нервная система, что приводит к:

  • Снижению кровотока в органах пищеварения
  • Повышению тонуса гладкой мускулатуры желудка и кишечника
  • Угнетению выработки пищеварительных ферментов
  • Изменению моторики ЖКТ

Типичные стрессовые ситуации у школьников

  1. Начало учебного года или переход в новый класс - адаптация к новым учителям, коллективу, правилам
  2. Экзамены и контрольные - страх неудачи, повышенные требования
  3. Конфликты с учителями или сверстниками - буллинг, непонимание, давление
  4. Перегрузка учебой - слишком много домашних заданий, нехватка времени на отдых
  5. Семейные проблемы - развод родителей, конфликты, переезд

При хроническом стрессе эти симптомы становятся регулярными и могут приводить к развитию функциональных расстройств ЖКТ, таких как синдром раздраженного кишечника.

Как отличить психосоматику от физической патологии

Признаки, указывающие на психосоматическую природу симптомов:

  • Симптомы появляются или усиливаются перед важными событиями (экзамены, выступления)
  • Нет объективных признаков заболевания (температура, изменения анализов)
  • Симптомы проходят в выходные или каникулы
  • Ребенок не проявляет беспокойства о своем здоровье
  • Есть явные стрессоры в школьной или семейной жизни

Однако это не значит, что симптомы “выдуманы”. Психосоматические боли реальны и требуют внимания, просто их корень находится в эмоциональной сфере, а не в физических повреждениях органов.

Помощь при психосоматических симптомах

  1. Снижение стресса:

    • Обсудите с ребенком его переживания, не обесценивая их
    • Помогите составить реалистичный план подготовки к контрольным
    • Обсудите со школой возможность снижения нагрузки при необходимости
  2. Развитие навыков совладания со стрессом:

    • Техники дыхания и релаксации
    • Умение распознавать и называть свои эмоции
    • Поиск здоровых способов снятия напряжения (спорт, хобби, общение)
  3. Коррекция режима дня:

    • Достаточный сон (8-10 часов для школьников)
    • Регулярные приемы пищи
    • Четкий баланс между учебой и отдыхом
  4. Консультация психолога:

    • При частых или затяжных симптомах
    • Если есть признаки тревожного или депрессивного расстройства
    • При трудностях в общении со сверстниками или учителями

Как отмечает Mel, “вторая причина – манипуляция, привлечение внимания или тактика избегания трудностей и страха неудачи. Иногда это осознанное поведение, иногда бессознательное”. В таких случаях важен открытый диалог с ребенком, чтобы понять истинные причины его поведения.

Профилактика проблем с ЖКТ у школьников

Профилактика проблем с желудочно-кишечным трактом у школьников включает комплекс мер, направленных на поддержание здоровья ЖКТ и снижение риска возникновения боли в животе и тошноты.

Правильное питание в школе

Питание играет ключевую роль в профилактике проблем с ЖКТ. Как указывает Pravmir, “планируйте собственный обед (бэнто, домашняя еда, свежие фрукты). Если школа не позволяет брать еду, обсудите с администрацией возможность её хранения”.

Рекомендации по питанию:

  • Домашняя еда: Приготовьте ребенку обед дома, особенно если у него есть пищевые аллергии или непереносимости
  • Баланс: В рационе должны быть белки, сложные углеводы, полезные жиры, витамины и минералы
  • Регулярность: Прием пищи в одно и то же время
  • Адекватные порции: Не перегружайте желудок большим количеством пищи
  • Исключение вредных продуктов: Минимум фастфуда, газированных напитков, чипсов, конфет

Гигиена питания

Правильная гигиена предотвращает большинство пищевых отравлений:

  • Тщательное мытье рук перед едой
  • Использование чистой посуды
  • Соблюдение сроков годности продуктов
  • Правильное хранение продуктов (особенно скоропортящихся)
  • Отказ от уличной еды, особенно в сомнительных местах

Режим дня и физическая активность

Регулярный режим дня помогает нормализовать работу ЖКТ:

  • Сон: Достаточное количество сна (8-10 часов для школьников)
  • Физическая активность: Регулярные занятия спортом или активные игры
  • Отдых: Четкое разделение времени на учебу и отдых
  • Стул: Регулярный стул в одно и то же время (приучение к туалету по утрам)

Психоэмоциональная профилактика

Профилактика психосоматических проблем:

  • Создание благоприятной атмосферы в семье
  • Поддержка ребенка в учебе, без излишнего давления
  • Развитие навыков общения и разрешения конфликтов
  • Обучение методам релаксации и управления стрессом
  • Регулярный диалог с ребенком о его школьной жизни

Медицинская профилактика

Регулярные медицинские осмотры и вакцинация помогают выявить и предотвратить многие проблемы:

  • Ежегодные профилактические осмотры у педиатра
  • Своевременная вакцинация (особенно против ротавируса)
  • Лечение хронических заболеваний ЛОР-органов и зубов (очаги инфекции)
  • Коррекция нарушений осанки и зрения

Что взять с собой в школу

В школьной сумке ребенка должны быть:

  • Бутылка с водой для поддержания гидратации
  • Легкий перекус (фрукты, орехи, йогурт) на случай голода
  • Травяной чай в термосе
  • Индивидуальные лекарства (по назначению врача)
  • Записка с контактами родителей и информацией о хронических заболеваниях
  • Теплые носки или плед (холод может спровоцировать спазмы)

Что делать в школе, если начался приступ

Даже при всех мерах предосторожности может возникнуть ситуация, когда у ребенка во время учебы внезапно начинается боль в животе и тошнота. Важно знать, как правильно действовать в такой ситуации, чтобы помочь ребенку и не допустить осложнений.

Немедленные действия ученика

  1. Сообщить учителю: Первым делом нужно спокойно сообщить учителю о своем состоянии. Не стесняйтесь просить о помощи - учителя обязаны реагировать на такие обращения.

  2. Отдохнуть: Попросите разрешения выйти из класса в медицинский кабинет или другое тихое место, чтобы отдохнуть. При сильной тошноте можно выйти в туалет.

  3. Выпить воды: Если тошнота не сильная, выпейте несколько глотков теплой или прохладной воды. Избегайте газированных напитков.

  4. Успокоиться: Попробуйте сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Часто тревога усиливает тошноту и боль.

Действия учителя и персонала школы

Учителя и школьный персонал должны знать алгоритм действий при таких ситуациях:

  1. Оценить состояние: Спокойно оценить, насколько серьезны симптомы ребенка. При тяжелом состоянии вызвать школьного медика или скорую помощь.

  2. Предоставить отдых: Разрешить ребенку отдохнуть в медицинском кабинете или другом тихом месте.

  3. Дать воду: Предложить чистую воду комнатной температуры.

  4. Связаться с родителями: Информировать родителей о состоянии ребенка и получить инструкции о дальнейших действиях.

  5. При необходимости вызвать скорую: Если состояние ухудшается или есть признаки серьезного заболевания, немедленно вызвать скорую помощь.

Как подготовить ребенка к самостоятельным действиям

Ребенок должен быть подготовлен к тому, чтобы самостоятельно справляться с легкими приступами:

  1. Знать свои симптомы: Научите ребенка распознавать ранние признаки ухудшения состояния.

  2. Знать, к кому обращаться: Объясните, что в любой ситуации можно обратиться к учителю, школьному медику или дежурному администратору.

  3. Иметь экстренные контакты: У ребенка должны быть записаны контакты родителей и других родственников, к которым можно обратиться в случае необходимости.

  4. Уметь описывать симптомы: Научите ребенка четко описывать, что именно он чувствует: “боль”, “тошнит”, “хочется vomit” и т.д.

  5. Знать свои лекарства: Если ребенок принимает лекарства по расписанию, он должен знать, когда и как их принять.

Школьный медицинский кабинет

Школьные медицинские кабинеты должны быть оснащены для оказания первой помощи при таких состояниях:

  1. Аптечка с базовыми препаратами:

    • Спазмолитики (но-шпа, дротаверин)
    • Сорбенты (активированный уголь, энтеросгель)
    • Средства для пероральной регидратации (регидрон)
    • Жаропонижающие (при повышенной температуре)
  2. Удобные места для отдыха с возможностью придать полусидячее положение.

  3. Теплая вода для питья и приготовления чая.

  4. Термометр для измерения температуры.

  5. Документация для записи обращений детей и принятых мер.

Когда следует забрать ребенка из школы

Ребенка следует забрать из школы в следующих случаях:

  • Симптомы не улучшаются в течение 30-60 минут после отдыха
  • Появилась рвота или усилилась тошнота
  • Повысилась температура
  • Боль стала сильнее или изменила характер
  • Появились другие тревожные симптомы (головокружение, слабость и т.д.)

Важно не затягивать с забором ребенка из школы при ухудшении состояния. Раннее начало лечения часто предотвращает развитие осложнений.

Рекомендации для родителей

Родители играют ключевую роль в поддержании здоровья ребенка и правильном реагировании на ситуации, когда болит живот и тошнит перед школой. Следующие рекомендации помогут родителям эффективно справляться с такими ситуациями.

Наблюдение за симптомами

Внимательное наблюдение за состоянием ребенка помогает правильно оценить тяжесть ситуации:

  1. Ведение дневника симптомов:

    • Записывайте время появления симптомов
    • Описывайте характер боли (сильная, ноющая, спазматическая)
    • Отмечайте связь с приемом пищи, стрессом
    • Фиксируйте, что помогает облегчить состояние
  2. Оценка общего состояния:

    • Обращайте внимание на активность ребенка
    • Следите за аппетитом и сном
    • Замечайте изменения настроения и поведения
  3. Измерение температуры:

    • При появлении симптомов измерьте температуру
    • Следите за ее динамикой в течение дня

Коммуникация с школой

  1. Информируйте школу о хронических проблемах:

    • Если у ребенка есть известные проблемы с ЖКТ
    • О любых лекарствах, которые ребенок принимает регулярно
    • О пищевых аллергиях или непереносимостях
  2. Обсудите план действий:

    • Согласуйте с администрацией школы, что делать при ухудшении состояния
    • Обеспечьте школу контактами для экстренной связи
    • При необходимости предоставьте школу запасом лекарств
  3. Участие в школьном питании:

    • Обсудите с администрацией возможность улучшения качества питания
    • При необходимости организуйте доставку домашней еды
    • Участвуйте в родительских комитетах, занимающихся питанием

Подготовка к визиту к врачу

При необходимости визита к врачу подготовьтесь:

  1. Соберите информацию:

    • Подробно опишите симптомы
    • Укажите, когда они появились
    • Перечислите меры, которые вы предприняли
    • Сообщите о любых изменениях в питании или режиме дня
  2. Возьмите с собой:

    • Дневник симптомов
    • Рецепты и рекомендации от других врачей
    • Результаты предыдущих обследований (если были)
  3. Задайте вопросы врачу:

    • В чем возможная причина симптомов?
    • Какие обследования нужны?
    • Какое лечение требуется?
    • Когда можно ожидать улучшения?
    • Какие меры профилактики предпринять?

Психологическая поддержка ребенка

  1. Создайте безопасную атмосферу:

    • Позволяйте ребенку свободно говорить о своих чувствах
    • Не обесценивайте его переживания
    • Избегайте излишнего беспокойства или, наоборот, пренебрежения
  2. Развивайте доверие:

    • Будьте предсказуемы и последовательны в своих реакциях
    • Выполняйте обещания
    • Признавайте свои ошибки
  3. Обучите навыкам совладания:

    • Научите ребенка распознавать и называть свои эмоции
    • Обсуждайте разные способы应对 стресса
    • Хвалите за успехи и преодоления трудностей

Когда стоит настаивать на посещении школы

Родителям бывает сложно определить, когда ребенок действительно болен, а когда просто не хочет идти в школу. Следующие признаки указывают на то, что ребенок действительно нуждается в оставании дома:

  1. Объективные признаки болезни:

    • Повышенная температура
    • Рвота или диарея
    • Сильная боль
    • Общая слабость
  2. Измененное поведение:

    • Аппетит резко снизился
    • Ребенок вялый, сонный
    • Не интересуется любимыми занятиями
    • Плохо спит
  3. Ухудшение состояния во время попыток пойти в школу

Если объективных признаков болезни нет, а ребенок настаивает на том, что ему плохо, стоит глубже разобраться в причинах. Возможно, есть школьные проблемы, страхи или стресс, которые проявляются физически.

Когда стоит настаивать на посещении школы

В некоторых случаях, даже при легком дискомфорте, посещение школы может быть полезным:

  1. Легкие, нестойкие симптомы:

    • Незначительная тошнота, которая проходит после завтрака
    • Слабая боль, не мешающая сосредоточиться
    • Хорошее общее состояние
  2. Важные события в школе:

    • Контрольные, экзамены
    • Важные мероприятия, конкурсы
    • Пропуск которых создаст дополнительные проблемы
  3. Когда пропуск школы создаст больше стресса, чем легкий дискомфорт

В таких случаях можно принять меры для облегчения симптомов и отправить ребенка в школу, но closely monitor состояние в течение дня и быть готовым забрать его при ухудшении.

Источники

  1. Clean Clinic - Что делать, если болит живот и тошнит
  2. Pravmir - Гастроэнтеролог Анна Злобина: болит живот – забирайте ребенка из школы
  3. Lit Baby - Наиболее частые причины болей в животе у школьников
  4. SM Doctor - Почему у ребенка болит живот
  5. Mel - Ребенок жалуется на тошноту и боль в животе: когда нужно идти в школу, что делать

Заключение

Боль в животе и тошнота перед школой — распространенная проблема, с которой сталкиваются многие ученики и их родители. Важно правильно оценить тяжесть симптомов и принять решение о посещении школы или оставании дома. При легком дискомфорте можно принять меры для облегчения состояния и пойти в школу, но при появлении тревожных признаков следует немедленно обратиться к врачу.

Не всегда эти симптомы имеют физическую причину — часто за ними стоит эмоциональный стресс, конфликты в школе или страх перед учебой. В таких случаях важна поддержка родителей, беседа с ребенком и, при необходимости, консультация психолога.

Профилактика играет ключевую роль: правильное питание, соблюдение режима дня, гигиена и снижение стресса помогают предотвратить большинство проблем с ЖКТ. Школа также должна создавать благоприятные условия для учащихся, включая качественное питание и возможность получения своевременной медицинской помощи.

Родителям важно внимательно наблюдать за состоянием ребенка, сохранять спокойствие и действовать последовательно. При сомнениях лучше проконсультироваться с врачом, чтобы предотвратить возможные осложнения и обеспечить здоровье ребенка.

Авторы
Проверено модерацией
Модерация